'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  107 просмотров

Мухаметгалиева М.Н.

  


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются процессуальные аспекты защиты прав потребителей, анализируется досудебный и судебный порядок защиты и их особенности   

Ключевые слова:
права потребителей, досудебный порядок, судебный порядок   


Впервые права потребителей были закреплены на международном уровне в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.). Понятие «защита прав потребителей» появилось в российском праве после принятия Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». До принятия данного Закона защита прав потребителей практически отсутствовала, то есть потребители были почти бесправны. Закон закрепил следующие права потребителей: Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Право потребителя на информацию о товаре (работе, услуге) и о продавце (исполнителе, изготовителе) товара (работы, услуги). Право на компенсацию имущественного и морального вреда. Право на судебную защиту [3]. Действующий Закон регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд граждан [3]. В тоже время следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на отношения, возникающие между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Защита прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством, осуществляется двумя способами: в досудебном и судебном порядке [3]. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом предусматривает подачу претензии в адрес продавца (изготовителя, исполнителя). Претензия составляется в двух экземплярах на имя продавца (изготовителя, исполнителя). В претензии указываются недостатки товара (работы, услуги), а также содержатся требования потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю). Если потребитель ссылается в претензии на документы, то их необходимо приложить. Претензия подписывается потребителем с указанием его контактных данных (домашний адрес, телефон, электронная почта), и направляется посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передается продавцу (изготовителю, исполнителю) и на втором экземпляре ставится отметка о принятии. В случае неудовлетворения претензии потребитель вправе обратиться в федеральный орган власти в области защиты прав потребителей с жалобой на продавца (изготовителя, исполнителя). Таким органом в Российской Федерации является Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (и ее территориальные органы). В рамках полномочий, которые закреплены в Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Данная Федеральная служба вправе давать разъяснения по вопросам защиты прав потребителей и пресекать факты нарушения законодательства РФ в области защиты прав потребителей, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в области защиты прав потребителей [4]. В случае неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке урегулирования спора, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Соблюдение досудебного порядка обязательно в двух случаях: если оператором связи не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства из договора об оказании услуг связи, а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом, в остальных случаях нарушения прав потребителей соблюдение досудебного порядка урегулирования спора необязательно [5]. Споры о защите прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции в порядке искового производства [1]. В случае прекращения государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, потребитель вправе обратиться в суд к такому лицу с требованиями, связанными с осуществляемой им ранее предпринимательской деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги) [5]. В соответствии со ст.40 Закона «О защите прав потребителей» Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, на основании заявления потребителя или группы потребителей, поданного в письменной форме, имеют право обратиться с иском в суд в защиту прав и законных интересов потребителя или группы потребителей [3]. Если исковое заявление связанно с нарушением прав потребителя, то он при подаче искового заявления освобождается от уплаты государственной пошлины [2]. По спорам о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности и компенсации морального вреда возложено на продавца (изготовителя, исполнителя) [5]. Иск о защите прав потребителей, в соответствии со ст. 17 Закона, может быть по выбору истца предъявлен по месту: Нахождения организации, ее филиала или представительства.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мухаметгалиева М.Н. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 147 - 150. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1689 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1689



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.