'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 4
  4. Научная статья № 12

Просмотры  129 просмотров

Долудина К.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена проблемным аспектам расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Рассматриваются особенности производства предварительного расследования по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, а также спорные вопросы в расследовании уголовных дел по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.   

Ключевые слова:
расследование преступлений, предварительное расследование, организация расследования, преступления несовершеннолетних, следователь   


Законодательно регламентированные правила относительно несовершеннолетних в УПК РФ изложены в разброс, не систематизированы, что ведет к сложностям, связанным с изучением и пониманием требований, регламентированных в УПК РФ. Комплексный анализ законодательства и правоприменительной практики позволил нам обобщить и сформулировать проблемы, которые возникают при проведении следственных действий с несовершеннолетними.Не регламентирован порядок проведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела. Наиболее распространенным процессуальным действием, производимым на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении, как показало изучение материалов правоприменительной практики (в 100 % случаев, согласно проведенному опросу сотрудников следственных подразделений) является получение объяснения посредством проведения опроса. Опрос характеризуется как процессуальное действие, при этом, кроме наименования, опрос как процессуальное действие никаким образом в УПК РФ не регламентируется. Другими словами, порядок производства опроса несовершеннолетнего в УПК РФ не регламентирован, по этой причине следователь, дознаватель и другие лица, уполномоченные производить проверку сообщения о преступлении могут использовать различные приемы и средства опроса, носящие непроцессуальный характер. Тем самым, излишние действия следователя, дознавателя могут причинить ущерб правам и законным интересам несовершеннолетнего, заподозренного в совершении преступления.Стоит также отметить, что продолжительность опроса несовершеннолетнего, в отличии от допроса напрямую в УПК РФ не урегулировано. Анализ изучения материалов уголовных дел показал, что сотрудники органов внутренних дел при получении объяснения у несовершеннолетнего стремятся выполнить все требования, которые предъявляются к производству допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. В целом, такая практика свидетельствует о реализации аналогии права в сфере уголовного судопроизводства, что в целом не является нарушением УПК РФ, но в то же время это может привести к необоснованному сужению или нарушению законных прав и свобод участников уголовного судопроизводства[1].2. Проблемы, связанные с приемом заявления о преступлении от несовершеннолетнего. Основным поводом для возбуждения уголовного дела является заявление о преступлении, при этом возраст заявителя в законодательстве не урегулирован и не ограничен. Следовательно, лицо, не достигшее совершеннолетние, имеет право подавать заявление о преступлении. Однако на практике, сотрудники следственных подразделений принимают заявления от несовершеннолетних или исключительно в присутствии родителей или вообще в отсутствии несовершеннолетнего. Таким образом, создается ситуация, когда несовершеннолетний самостоятельно не идет в отдел полиции, а обращается с заявлением исключительно в присутствии родителей. Тем самым утрачиваться возможность раскрытия преступления по «горячим следам». Эта ситуация обусловлена тем, что, согласно действующему законодательству, заявитель предупреждается за заведомо ложный донос, по статье 306 УК РФ. В данной ситуации стоит законодатели снизить порог уголовной ответственности по статье 306 УК РФ до 14-летнего возраста. В данном возрасте несовершеннолетний уже может отдавать отчет своим действиям при подаче заявления с условием разъяснения возможных последствий со стороны следователя. При этом у подростка появляется возможность в полном объеме реализовывать свои права на стадии возбуждения уголовного дела.Производство предварительного начинается согласно ч. 1 ст. 156 УПК РФ с момента возбуждения уголовного дела. Об этом следователь, дознаватель или орган дознания выносит отдельное постановление. Кроме того, этим постановлением следователь или дознаватель принимает уголовное дело к своему производству. Только после принятия дела к своему производству, дознаватель или следователь уполномочен осуществлять по нему предварительное расследование. Анализ обобщения материалов правоприменительной практики и опрос сотрудников органов внутренних дел показал, что при производстве предварительного расследования с участием несовершеннолетнего допускаются нарушения УПК РФ. Наибольшее количество нарушений, как показало изучение материалов уголовных дел (около 68 %), были допущены при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и при процессуальном обеспечении производства различных следственных действий[2].К наиболее типичным проблемам производства следственных действий с несовершеннолетними могут относиться следующие:Отсутствие педагога или психолога при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием не-совершеннолетних.Законодательное отличие состоит в том, что участие педагога или психолога обязательно, если несовершеннолетнему не исполнено шестнадцати лет, а с шестнадцати лет уже по усмотрению должностного лица, которое проводит следственное действие с участием несовершеннолетнего.Обеспечение участия законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в следственных действиях.Необходимо помнить, что законные представители потерпевшего или свидетеля являются активными и полноценными участниками уголовного судопроизводства, хотя они в УПК РФ не выделены как самостоятельные участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения со своим процессуальным статусом.Отсутствие в материалах уголовного дела документов, подтверждающих квалификацию приглашенных для участия в ходе следственных действий специалистов, которые наделяются процессуальным статусом специалиста, в том числе педагога и психолога.Необоснованное предупреждение несовершеннолетних, не достигших шестнадцати лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Изучение материалов уголовных дел показывает, что следователь, дознаватель которые проводили следственные действия, предупреждали несовершеннолетних участников уголовного процесса об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Это противоречит ч. 2 ст. 191 УПК РФ. В данном случае несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям необходимо указать на необходимость говорить правду. Иное противоречит процессуальному законодательству[3].Формальный подход к составлению протокола следственного действия, производимого с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля.В числе процессуальных ошибок при изучении уголовных дел были установлены ошибки, связанные с небрежным составлением протоколов следственных действий. Среди них были установлены следующие: в протоколах следственных действий отсутствовали подписи несовершеннолетнего, не указывалось время начала и окончания следственного действия, было указано ненадлежащее лицо в качестве законного представителя и т. п. Указанные ошибки обусловливают проблемы, связанные с признанием протоколов следственных действий недопустимыми доказатель¬ствами по уголовному делу. В данном случае следователю необходимо строго соблюдать требования ст. 166, 167, 190 УПК РФ[1].Не вынесение следователем при производстве по уголовным делам совершенных несовершеннолетними представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Согласно пункту 27 ст. 5 УПК РФ представление представляет собой акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ. Согласно части 2 ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Другими словами, формулировка УПК РФ требует уточнения, полагаем право следователя, дознавателя о возможности принесения представления, следует понимать, как его обязанность установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития, влияния на него старших по возрасту лиц и иные обстоятельства, которые подлежат установлению согласно ст. 421 УПК РФ. И при наличии обстоятельств, способствовавших совершению преступления следователь, дознаватель обязаны выносить такое представление и проследить за исполнением вынесенного представления.Назначение следователем, дознавателем в качестве законного представителя несовершеннолетнего ненадлежащего лица. Согласно пункту 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями могут быть конкретные субъекты: родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства[2].Необходимость дополнительного правового регулирования предварительного расследования в отношении несовершеннолетних вызвана их возрастными, психофизиологическими особенностями:1) Ст. 30 УПК РФ следует дополнить ч. 1.1 следующего содержания: «Рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних осуществляется судебным составом из числа опытных, прошедших специальную подготовку судей».2) Предусмотреть в главе 50 УПК РФ отдельную ст. 420.1 «Конфиденциальность по уголовным делам несовершеннолетних» следующего содержания: «При производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего следователю, дознавателю, прокурору, суду следует соблюдать конфиденциальность».3) Дополнить ст. 421 ч. 4.1 следующего содержания: «Следователь, дознаватель, суд при производстве по делу должны установить и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним лицом, и сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер».4) Учитывая позицию Верховного Суда РФ о том, что законный представитель несовершеннолетнего при его согласии вправе давать показания, о чем суд выносит постановление (определение) и разъясняет ему права (ч. 4 ст. 56 УПК РФ), предупреждает его об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний, считаем необходимым дополнить ст. 428 ч. 2 1.1 УПК РФ следующим положением: «При согласии законного представителя давать показания ему разъясняются права, предусмотренные ч. 4 ст. 56 УПК РФ, и он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний».Таким образом, вынесение справедливого, обоснованного и законного приговора по делам в отношении несовершеннолетних лиц во многом зависит от эффективности организации следствия по данной категории дел.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Долудина К.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 92 - 99. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16896 (дата обращения: 22.01.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16896



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.