'
Кириченко А.Е.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ *
Аннотация:
в статье авторы анализируют некоторые актуальные вопросы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц. Авторы приходят к выводу о том, что подход законодателя к перечню оснований для отказа в государственной регистрации носит ситуативный и бессистемный характер.
Ключевые слова:
гражданское право, правоотношения, субъекты, государственная регистрация, предпринимательская деятельность
Важное значение для всей отрасли гражданского права имеет институт государственной регистрации, поскольку с его помощью в гражданский оборот вводятся и объекты, и субъекты гражданских отношений. Государственная регистрация последних осуществляется по правилам 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Примечательным является тот факт, что с момента государственной регистрации юридическим лицом приобретает правоспособность. Это означает, что до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц юридическое лицо фактически есть, а юридически нет.Закон № 129-ФЗ, давая легальное определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – субъектов предпринимательской деятельности), связывает с фактом внесение в государственный реестр соответствующих сведений не только их возникновение, но и прекращение. Кроме того, Закон № 129-ФЗ направлен на регулирования целого массива правоотношений, определяющих весь «жизненный цикл» субъекта предпринимательской деятельности.Природа государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности является предметом научных дискуссий. Одни учёные указывают на её гражданско-правовой характер, поскольку она создает субъекта гражданского права, фиксирует дальнейшие изменения в их правовом положении. Другие же, указывают на административно-правовой характер, поскольку она осуществляется посредством строго регламентированных административных процедур, следующих одна за другой.В целом государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в следующем порядке:предоставление документов в регистрирующий орган,принятие решения регистрирующим органом о государственной регистрации,внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.Следует обратить внимание, что государственная регистрация осуществляется путём внесения сведений и документов в единый государственный реестр, перечень которых определён исчерпывающим образом.Государственную регистрацию осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная налоговая служба). Она носит заявительный характер и имеет две функции: учётную и контрольную. Хотя, последняя, является предметом научных дискуссий. Дело в том, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия законодательству представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в их документах сведения. Однако, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган все же осуществляет проверку достоверности представленных сведений. Результатом такой проверки может стать отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Здесь следует заметить, что подпись руководителя или иного уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации презимирует достоверность представленных сведений.Далее, обратимся к некоторой судебной статистике. Так, в 2020 году арбитражными судами было рассмотрено 957 исков о признании недействительной государственной регистрации юридических и ИП (303 удовлетворено или 31 %), 367 – об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 121 или 33 %), 47 – об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 19 или 40 %).В 2019 году арбитражными судами было рассмотрено 1020 исков о признании недействительной государственной регистрации юридических и ИП (355 удовлетворено или 34 %), 478 – об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 128 или 26 %), 35 – об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 19 или 54 %).Анализ судебной статистики указывает на невысокий уровень удовлетворения заявлений, связанных с отказом в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. И если «зеркально» перевернуть эти цифры, то получится, что отказ в такой регистрации в целом носит массовый характер. Между тем, можно констатировать, что, предоставляя публичным органам возможности по отказу в государственной регистрации, законодатель стремится тем самым оказать воздействие на направленность и ход правореализационного процесса для субъекта гражданского права. Кроме того, существенное расширение оснований отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности за последние году позволяет усомниться в отнесении существующего в России способа создания юридических лиц к явочно-нормативному. В большей степени он приобретает черты разрешительного способа.В целом, следует согласиться с тем, что подход законодателя к перечню оснований для отказа в государственной регистрации носит ситуативный и бессистемный характер. Е.В. Трофимова по этому поводу справедливо пробелов носит казуальный характер, в связи с чем, законодатель не может исчерпывающим образом перечислить все случаи, препятствующие осуществлению такой регистрации, а соответственно, действующие законодательные нормы не могут исключить практику превышения регистрирующим органом его полномочий.Нельзя не отметить и то обстоятельство, что за время действия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оснований отказа в ее осуществлении вырос с двух до девятнадцати оснований [3]. Поэтому согласиться с утверждением о «наличии существенных сдвигов в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц» не представляется возможным.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4
Ссылка для цитирования:
Кириченко А.Е. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 106 - 110. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16898 (дата обращения: 22.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*