'
Голаджева И.С., Кобзева А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» *
Аннотация:
в работе представлены методические рекомендации по применению метода проектов во внеурочной деятельности в начальных классах.
Ключевые слова:
проектная деятельность, исследование, поиск информации, внеурочная деятельность, презентация проекта, педагогическая технология
Известно, что большинство личностных качеств закладывается в начальной школе. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: средний уровень самостоятельности в учебном процессе, неумение превращать обильную информацию, которую получают современные дети отовсюду, в знания, неумение следовать прочитанной инструкции.Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку стать успешным?Проблему выбора необходимой образовательной технологии предстояло решить и мне. Выбор был очевиден - метод учебных проектов. В качестве основных достоинств проектного метода, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности,развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий,приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности,межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.Я начинала работу с несложных проектов, тем самым обеспечивая успех их выполнения учащимися. У детей появлялся стимул, вдохновение для выполнения других, более сложных проектов.Представляю опыт организации проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир». Именно в этой области я использую данный метод чаще всего, причём во внеурочное время – на классных часах, в группе продлённого дня, на внеклассных мероприятиях. Устойчивый интерес к урокам окружающего мира я заметила у большинства своих учащихся. И это не случайно, дети младшего школьного возраста оптимистичны, любознательны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность в приобретении новых знаний не только о предметах, которые его окружают, но и достаточно абстрактных. У детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:1) провести подготовительную работуПриступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся, до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.2)выбрать тему проектаУ учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Задача учителя – увидеть заинтересованность ребёнка в конкретном предметном вопросе и развивать её до рамок проекта. Чтобы не возникало затруднений в выборе темы проекта, с чем столкнулась и сама, предлагаю подборку тем.3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихсяВажно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.4) обеспечить мотивациюМотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.5)внимательно отнестись к выбору основополагающего вопроса проектаВесь проект имеет основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.6)продумать возможные результаты проектной деятельностиРезультатом работы над проектом является продукт. Это может быть буклет, альбом, гербарий, журнал, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, план, серия иллюстраций, справочник, презентация, афиша, видеофильм, набор открыток, диафильм, сценарий, викторина, стенд, игра, реклама, и др.7) продумать, как представить продукт проектной деятельности - презентация проектаОдним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом.8)продумать, как организовать работу с родителямиРоль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации, при оформлении продукта проекта.ЗаключениеМетод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Данный метод считаю универсальным средством развития учащихся.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4
Ссылка для цитирования:
Голаджева И.С., Кобзева А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 142 - 146. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16905 (дата обращения: 22.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*