'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  93 просмотров

Тюрин К.С.

  


РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ФИРМЕННЫМ НАИМЕНОВАНИЕМ И КОММЕРЧЕСКИМ ОБОЗНАЧЕНИЕМ (ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ) *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения как особых институтов права интеллектуальной собственности. На основании примеров выявляются схожие и различные черты данных институтов гражданского права   

Ключевые слова:
фирменное наименование, коммерческое обозначение, юридическое лицо, ГК РФ, организационно-правовая форма   


Фирменное наименование и коммерческое обозначение имеют определенные сходства при применении в коммерческом обороте. Причина заключается в том, что институт коммерческого обозначения развивался изначально на основе фирменного наименования. Так, в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. отсутствует разграничение между правами на коммерческое обозначение и фирменное наименования. [1] Впоследствии при расширении предпринимательской деятельности произошло четкое разделение между ними. Однако при анализе правовой сущности данных институтов интеллектуального права можно выделить значительные отличия. Согласно п. 2 ст. 1473 ГК РФ под фирменным наименованием понимается «указание на организационно-правовую форму и наименование юридического лица». Ст. 1538 ГК РФ считает коммерческое обозначение «средством индивидуализации, не являющимся фирменным наименованием». Кроме того, оно не подлежит регистрации в ЕГРЮЛ и включении в уставные документы в отличие от фирменного наименования. Помимо этого, коммерческое обозначение несмотря на отсутствие регистрации может использоваться предпринимателем для обозначения нескольких предприятий. Таким образом, фирменное наименование обособляет субъекта гражданских отношений – юридического лица, а коммерческое наименование выделяет конкретное предприятие юридического лица. В данном случае разделяется объект индивидуализации. Правовая природа фирменного наименования проявляется в принципах, на которых оно основано. Основополагающий принцип фирменного наименования, непосредственно связанный с его целью – индивидуализацией субъекта юридического лица, - принцип исключительности. Он проявляется в возможности существования только одного наименования организации. Из этого следует невозможность существования нескольких организаций, имеющих одно фирменное наименование и занимающихся аналогичной деятельностью. Кроме этого, наименование должны быть постоянным поскольку они указываются в учредительных документах и регистрируются в органах исполнительной власти в установленном законом порядке (ст. 1476 ГК РФ). Принципами коммерческого обозначения – территориальная ограниченность и ограниченность по сфере деятельности. Из этого следует, что одинаковые или сходные до степени смешения коммерческие обозначения могут использоваться на территории разных городов. Тем более коммерческие обозначения одинаковые могут быть использованы и в пределах одной, ограниченной территории, с условием их использования в отношение предприятий, осуществляющих различную деятельность. Фирменное наименование состоит из организационно-правовой формы и самого наименования предприятия. Организационно правовая форма обязывает предприятие указывать точную организационно правовую форму и в отдельных случаях вид деятельности предприятия. При этом согласно п. 4 ст. 1473 в фирменное наименования запрещено включать наименования иностранных государств, органов государственной власти и местного самоуправления, наименования международных организаций, а также обозначения противные морали и общественной нравственности.  Коммерческое обозначение состоит из слов, обладающих различительной способностью, отделяющих отдельное предприятие. К тому же отсутствует положение о регистрации коммерческого обозначения, что связано с целью коммерческого обозначения – отражения связи между предпринимателем и потребителями. На фирменное наименование также как на коммерческое обозначение осуществляется исключительное право. Однако действия, осуществляемые субъектом с ними, различны. Что значит, что юридическое лицо согласно п. 1 ст. 1474 имеет право использовать свое фирменное наименования любым не запрещенным законом способом, в том числе путем указания на вывесках, бланках, счетах и иной документации. При этом должно быть соблюдено требования о регистрации в ЕГРЮЛ для использования фирменного наименования на всей территории РФ. Исключительным правом на фирменное наименование распоряжаться запрещено. Данное положение непосредственно связано с природой фирменного наименования, в том отношении, что именует предприятие. Однако юридическому лицу принадлежит право определять судьбу права на фирменное наименование путем решения о прекращении его действия. Данное прекращения связано с ликвидацией деятельности предприятия. Для коммерческого обозначения также характерно использования коммерческого обозначения любым, не противоречащим закону способом, в том числе путем указания на вывесках, счетах и иной документации. Однако, требуется соблюдения принципа не введения в заблуждение потребителей. Данное требование связано с развитием предпринимательской сети и использования коммерческих обозначения на нескольких предприятиях предпринимателя. Для коммерческого обозначения также характерно распоряжения, в связи с тем, что коммерческое обозначение непосредственно «в натуре, в мире» связано с предприятием. Данное распоряжение осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора. В судебной практике встречаются случаи симбиоза фирменного наименования и коммерческого обозначения. При этом отказ в регистрации происходит в отношении фирменного наименования в то время, как коммерческое обозначения разрешается использовать. [2]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тюрин К.С. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ФИРМЕННЫМ НАИМЕНОВАНИЕМ И КОММЕРЧЕСКИМ ОБОЗНАЧЕНИЕМ (ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ) // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 156 - 159. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1691 (дата обращения: 11.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1691



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.