'
Сечкарь Ю.А.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПОРОЖСКОМ РЕГИОНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ *
Аннотация:
в статье изучены потребности региона в высококвалифицированных специалистах среднего звена, выявлены причины «кадрового голода» в экономике, промышленности, образовательной сфере Запорожской области, проблемы и приоритетные направления учреждений среднего профессионального образования. были использованы следующие методы: сбор данных из открытых официальных источников, анализ научных публикаций, опрос руководителей средних профессиональных учреждений, обобщение и систематизация полученных выводов.
Ключевые слова:
СПО, кадровый потенциал, агропромкомплекс, направления образования
Образовательная система в целом, особенно система среднего профессионального образования (далее— СПО) , имеет огромное значение для общества и является одним из основных приоритетов государственной политики в Российской Федерации. Образование имеет социальное значение, ведь благодаря образованию формируется стремление человека к познанию. Только в процессе образовательной деятельности человек получает знания, которые позволят ему обрести навыки, сформировать убеждения, принципы, цели, именно образование направлено на формирование интеллектуальной, эмоционально зрелой, творческой личности.Система профессионального образования постоянно меняется, совершенствуется, модернизируется, но ее неизменной основой являются квалифицированные педагогические кадры [1, с.127]. Качество среднего профессионального образования, его эффективность и, что сейчас является немаловажным аспектом, конкурентоспособность выпускников - специалистов среднего звена зависят от квалификации преподавателей.За последние четыре года произошли стремительные и неожиданные для нашего общества события — пандемия, мировой экономический кризис, специальная военная операция, вхождение Запорожской области в состав Российской Федерации (в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации, подписанным 30 сентября 2022 г. в Москве и ратифицированным 4 октября 2022 г.) [2].Наиболее существенным вызовом, оказывающим значимое воздействие на социально-экономическое развитие Запорожской области, является недостаток высококвалифицированных кадров практически во всех секторах экономики региона. Высокий спрос на специалистов в Запорожской области, по данным анализа рынка труда, будет наблюдаться и в прогнозных показателях на 2029-2034 г.г. Дефицит ожидается в сферах, где применяется труд рабочих технических специальностей. Востребованы будут квалифицированные инженеры, сотрудники IT-отрасли, медицинские и социальные работники, специалисты АПК.Наиболее востребованными будут рабочие профессии отрасли машиностроения и обрабатывающей промышленности – токари, фрезеровщики, станочники, сварщики, электрики, а также специалисты по транспортной логистике и хорошие управленцы высшего и среднего звена.Агропромышленный комплекс (далее – АПК) Запорожской области является основополагающей отраслью экономики региона, где формируется большая часть продовольственных ресурсов и, почти три четверти оптового и розничного товарооборота, именно: АПК формирует 70% валового продукта области и обеспечивает продовольственную безопасность региона.Одной из главных составляющих устойчивого экономического развития организаций агропромышленного комплекса является обеспеченность высококвалифицированными специалистами, обладающими современными знаниями и профессиональными компетенциями, способными на инновационной основе развивать производство.Потребность в обеспечении кадрового потенциала агропромышленного комплекса Запорожской области представлена в табл. 1.Таблица 1. Потребность в обеспечении кадрового потенциала агропромышленного комплекса Запорожской области.Следует отметить рост интереса к среднему профессиональному образованию, как со стороны рынка труда, так и со стороны населения Запорожского региона. Однако сегодня развитие среднего профессионального образования в Запорожской области сталкивается с рядом проблем. Среди наиболее актуальных проблем развития СПО в данном регионе можно выделить следующие:Разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием квалификации требованиям работодателей.Слабая эффективность существующей системы формирования контрольных цифр приёма в образовательные организации СПО.Отсутствие возможности полноценного проведения всех видов практик.Необходимость модернизации учебно-материальной базы образовательных организаций СПО.Разный уровень финансовых и управленческих возможностей регионов страны.Существенная разница в экономическом развитии регионов, количестве рабочих мест, уровне безработицы, прожиточном минимуме.Низкая престижность рабочих профессий, недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций среднего звена среди населения.Спрос на специалистов среднего профессионального уровня может быть удовлетворен за счет развития системы среднего профессионального образования, что требует не только увеличения числа специалистов, но и улучшения качества образовательной системы. Это во многом зависит от квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений, где осуществляется профессиональная подготовка [3, с.22].По состоянию на 1 июня 2024 года на территории Запорожской области профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов среднего звена занимаются 18 профессиональных образовательных учреждений.Социально-экономическая и демографическая ситуация, складывающаяся в Запорожской области, требует от профессионального образования реализации адекватной стратегии развития, реформирования образовательного процесса, политики в сфере научно-исследовательской деятельности и инноваций, а также других сторон деятельности, связанной с требованиями текущей обстановки и с учетом всестороннего содействия интеграции Запорожской области и других новых регионов Юга России в образовательное, научное, экономическое и социальное пространство Российской Федерации.Стратегия развития социально-экономического развития Запорожской области до 2034 года в сфере профессионального образования имеет следующую цель — организация опережающей подготовки кадров и научных разработок в интересах социально-экономического развития и роста качества жизни жителей Запорожской области и других воссоединенных регионов России [4].Основными приоритетными направлениями среднего профессионального образования являются:– развитие образовательной деятельности с опорой на российские федеральные образовательные стандарты и лучшие имеющиеся практики с целью достижения кадровой обеспеченности экономики Запорожской области и воссоединенных регионов России,– развитие научной и инновационной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями развития Запорожской области и других новых регионов России, а также с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации,– содействие процессу денацификации в Запорожской области и других новых регионах России путем осуществления комплекса мероприятий, включающих в себя проведение научных исследований, реализацию специализированных образовательных программ на уровнях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также проведение воспитательной работы на всех уровнях образования,– совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений с целью создания комфортной образовательной инклюзивной среды, позволяющей осуществлять образовательную, научную и творческую самореализацию всем обучающимся и преподавательскому составу.Анализ современной системы среднего профессионального образования в Запорожской области показывает, что ситуация требует принятия срочных мер, проблемы и риски постоянно накапливаются. Поэтому отсрочка в принятии системных мер по решению проблем в кадровом обеспечении средних профессиональных организаций может привести к необходимости выделения больших финансовых ресурсов и потребовать значительного времени для исправления накопившихся проблем.Современное общество в Российской Федерации в данное время претерпевает существенные изменения, которые затрагивают все сферы жизни, в том числе и среднее профессиональное образование.Государственная политика направлена на решение масштабных задач по модернизации российской экономики за счет технологического перевооружения отраслей, основанных на новых знаниях и технологиях, применение которых предъявляет высокие требования к квалификации и качеству подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Модернизация системы среднего профессионального образования — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан [5, с.255].Перед руководством и преподавательским составом учреждений среднего профессионального образования Запорожского региона стоит первостепенная задача по подготовке высококвалифицированных специалистов, так необходимых для развития и процветания региона. Выпускники среднего профессионального образования должны соответствовать не только требованиям подготовки ФГОС, но и современным требованиям работодателя, перспективным направлениям развития техники и производства, должны быть конкурентоспособными на рынке труда.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4
Ссылка для цитирования:
Сечкарь Ю.А. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПОРОЖСКОМ РЕГИОНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 179 - 185. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16913 (дата обращения: 22.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*