'
Ворожейкина В.В., Оганесова Н.Л.
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ *
Аннотация:
проблема формирования самооценки в подростковом возрасте является одной из обсуждаемых и актуальных в зарубежной и отечественной возрастной психологии. Необходимость изучения самооценки заключается также в том, что она непосредственно взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как самосознание, уверенность, устойчивость, самореализация личности, обеспечивая их высокий уровень развития у человека. Проблему формирования самооценки в подростковом возрасте изучали такие психологи, как А. Адлер, И. С. Кон, Л. И. Божович, И. П. Ушакова, А.И. Липкина, М. И. Лисина, Г. М. Дульнеев, Е. И. Сивонько, Е. Т. Соколова и другие.Проблема нашего исследования: каково влияние уровня тревожности на самооценку подростков? Цель исследования – влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков. Объект исследования – самооценка подростков, предмет исследования – самооценка подростков с разным уровнем личностной тревожности.Теоретической основой исследования выступили труды по вопросу самооценки подростков А.М. Захаровой, З.С. Курбановой, по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте А. Адлера, И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, концепция личностной тревожности подростков А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, В.И. Долговой, ситуативной Ч. Спилберга, школьной Р.С. Немова, С.С. Степанова.
Ключевые слова:
самооценка, личностная тревожность, самореализация, социализация, психология, педагогика, развитие, самосознание
Подростковый возраст определяется как период развития человека между детством и взрослостью, обычно приходящийся на возраст от 10 до 19 лет. В этот период происходят значительные изменения в организме подростка, как физические, так и психологические. Подростковый возраст также характеризуется формированием личности, самоидентификацией и поиском своего места в обществе. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребенка – полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым.Об этом возрасте написано больше всего, он широко изучался такими учёными как Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, В. Штерн, Л.С, Выготский, Э. Эриксон, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и т.д.Физическое развитие подростков связано с половым созреванием, изменениями в росте и развитии органов и систем организма. Половое созревание играет ключевую роль в физическом развитии подростков и может оказывать влияние на их психологическое состояние. Рост, изменения внешности и развитие половых характеристик являются важными аспектами физического развития в подростковом возрасте.Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности), «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).Одно из новообразований, возникающих в конце переходного периода, Л. И. Божович называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Р. Азимовой, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В них разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, её структуры и роли в психической жизни личности. В зарубежной психологии вопросы самооценки рассматриваются в работах У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других.Существует несколько подходов к изучению самооценки, каждый из которых предлагает свою концепцию того, каким образом человек оценивает себя. Один из таких подходов – социально-компаративный подход, согласно которому самооценка формируется на основе сравнения себя с другими людьми. Другой подход - индивидуальный, который утверждает, что самооценка зависит от внутренних факторов, таких как уровень самоуважения и уверенности в себе.Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности. Сложность изучения проблемы самооценки определяется также тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый. Изучение специфики репрезентации в самооценке этих аспектов сопряжено с разными задачами исследования: с задачей раскрытия путей, условий и способов ее порождения, развития и функционирования и с задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрирующего в определенные системы знания человека о себе и его отношение к себе.В исследованиях А. Зака самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности. Т. Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния заниженной самооценки на социальное поведение человека и на развитие межличностных отношений. Самооценка является важным аспектом психологии личности и имеет большое значение в жизни человека. Понимание различных подходов к самооценке поможет нам лучше понять себя и окружающих, а также развить положительное отношение к себе и своим достижениям.Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием личности, поиском своего места в обществе, установлением социальных связей и формированием самоидентификации.Формирование самооценки подростков зависит от множества факторов, включая:? Отношения с родителями, степень поддержки и внимания, которую получает подросток в семье, играют важную роль в формировании его самооценки.? Успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения с учителями и сверстниками могут сильно влиять на самооценку подростка.? Стандарты красоты, успешности и другие социокультурные нормы также оказывают влияние на самооценку подростков.Тревожность является одним из наиболее распространенных психологических состояний среди людей всех возрастов. В современном мире, где стресс и неопределенность становятся все более распространенными, понимание тревожности и методы ее управления становятся важными аспектами изучения в области психологии.Тревожность – это состояние психического беспокойства, неуверенности и нервозности, сопровождающееся чувством опасения и тревоги. (Сьюзен Н. Коллинс)Тревожность – это эмоциональное состояние, характеризующееся повышенным уровнем тревоги и напряженности, возникающим в ответ на реальные или воображаемые угрозы (Аарон Бек).Тревожность – это психологическое состояние, при котором человек испытывает чувство внутреннего беспокойства, страха и неуверенности, часто сопровождаемое физиологическими проявлениями, такими как учащенное сердцебиение и потливость (Эрих Фромм).Существует несколько типов тревожности, которые различаются по своим проявлениям и причинам:1) Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)2) Паническое расстройство3) Социальная тревожность4) ФобииВ подростковом возрасте нетипичность выражения тревожности может проявляться в следующих особенностях:? Избегание общения? Поведенческие изменения? Физические симптомы? Маскирование через активности? Сопротивление помощи? Уклонение от обращения за помощьюТаким образом, нетипичность выражения тревожности в подростковом возрасте требует более внимательного и тщательного анализа со стороны родителей, педагогов и специалистов, чтобы распознать и помочь подростку справиться с его эмоциональными трудностями.Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.Березин (1988) основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда:1) Ощущение внутренней напряженности (включает механизмы адаптации).2) Гиперестезические реакции (множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, что способствует появлению ощущения неопределенной угрозы).3) Собственно тревога, которая характеризуется чувством неясной опасности (признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и неосознаваемость причин.4) Страх. Неосознаваемость причин тревоги, делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы.5) Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможности избегания угрозы.6) Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает).Личностная тревожность у подростков может проявляться в виде постоянного беспокойства, неуверенности, перфекционизма, страха перед критикой и отказом. Это состояние может сильно повлиять на их эмоциональное и психическое благополучие, а также на социальные отношения и успех в школе или работе. Важно предоставить им поддержку и помощь в преодолении личностной тревожности. Вот некоторые стратегии, которые могут помочь:? Общение и понимание? Помощь в развитии навыков саморегуляции? Поддержка в установлении реалистичных целей? Поиск профессиональной помощи? Создание поддерживающей среды? Поддержка здорового образа жизни? Обучение стратегиям преодоления тревоги? Поддержка в установлении здоровых границ и т.д.Помните, что каждый подросток уникален, и эффективные стратегии помощи могут различаться в зависимости от его индивидуальных потребностей. Важно быть терпеливым, поддерживающим и понимающим, чтобы помочь подростку преодолеть личностную тревожность и продолжать развиваться.Определение самооценки и уровня личностной тревожности и их параметров, а затем еще и проведенный анализ взаимосвязей, очень важны для диагностики личности. Это позволит при проведении консультационной и коррекционной работы оказывать соответствующую профессиональную помощь. Коррекционная работа должна быть направлена на понижение тревожности. Для этого необходима работа, направленная на выяснение ее причин. Необходимо, чтобы человек лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и в свои собственные силы.
Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4
Ссылка для цитирования:
Ворожейкина В.В., Оганесова Н.Л. САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 218 - 226. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16920 (дата обращения: 22.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*