'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (76) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  90 просмотров

Токарева А.С.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
в статье представлен теоретический анализ психологических барьеров и факторов, влияющих на их возникновение и фиксацию у педагогов как субъектов инклюзивной образовательной практики. Рассмотрены классификации психологических барьеров, отдельной группой выделены барьеры общения субъектов инклюзивной образовательной среды.   

Ключевые слова:
психологические барьеры, барьеры общения, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагог, образование   


Введение. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 04.10.2022 г.) закрепляет право каждого гражданина страны, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/ или инвалидностью, на образование [5].Инклюзивное образование подразумевает учет возможностей и создание благоприятных условий для каждого ребенка. Эффективность внедрения инклюзивного подхода в образовательную систему зависит от подготовки педагогов образовательной организации, обладающих знаниями о возрастных и психологических особенностях воспитанников с различными вариантами нетипичного развития, а также умеющими взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса [3].При реализации инклюзивной педагогической практики могут встречаться различные напряженные ситуации, которые требуют от педагогов психологических ресурсов, навыков самообладания и саморегуляции. Современный педагог должен обладать высокой работоспособностью, способностью противостоять многочисленным трудностям, возникающим в процессе работы, уметь находить выход из кризисных ситуаций, предлагать нестандартные решения, быть эмоционально уравновешенным, проявлять терпеливость, собранность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего времени общий и эмоциональный тонус [1].Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время проблема выявления и преодоления психологических барьеров педагога во взаимодействии с детьми с ОВЗ остается актуальной в силу отсутствия системных научных исследований, направленных на изучение особенностей барьероустойчивости педагогов в профессиональной деятельности, их специфики на разных этапах профессионального становления и развития личности педагогов, а в образовательных организациях отсутствуют программы коррекционно-развивающих занятий по формированию всевозможных вариантов регулирования барьероустойчивости педагогов.Кроме этого, состояние напряженности усиливается у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, в связи с дифференцированными трудностями коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся барьеры отношений между родителями нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, трудности в общении между детьми с ОВЗ и нормотипичными обучающимися, между педагогом и родителями, которые возникают из-за различных социально-психологических проблем [6].В свою очередь, родители как участники образовательного процесса, выделяют барьеры, которые препятствуют прогрессу в осуществлении устойчивой формы инклюзивного образования, такие как: недостаточная подготовка учителей к преподаванию в инклюзивных классах, негативное отношение и стигматизация по отношению к детям-инвалидам, отсутствие ресурсов, ориентированных на потребности детей с ОВЗ [7].Таким образом, инклюзивное взаимодействие является источником психологических барьеров, оказывающих негативное влияние на его качественные характеристики (Maclellan, 2005, Kerr, 2015). Психологические барьеры – значимый фактор нарушения безопасности инклюзивной образовательной среды, прежде всего, для обучающихся (Писарев, Писарева, Слюсарева) [10].В качестве примеров можно обозначить негативные профессиональные установки учителей, которые не хотят обучать детей с инвалидностью и ОВЗ в общем классе, объясняя это отрицательным влиянием на качество образовательного процесса для обучающихся с нормативным развитием и формирование негативных стереотипов в отношении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в детской среде под влиянием установок взрослых (Белинская, 2003, Матюшкин, 2009) [4, 11]Основное содержание статьи. Предметная область изучения «психологических барьеров» связана с уникальностью и специфичностью этого феномена. Возникновение психологических барьеров существенно осложняет общение как отдельных индивидов, так и целых социальных слоев общества [12].В связи с этим барьер представляется как психологический феномен, который представлен через форму ощущений, понятий, образов, переживаний, где отражаются свойства объекта к ограничению проявлений жизнедеятельности человека, к препятствию удовлетворения его потребностей [13].Психологический барьер – это препятствие, которое субъективно переживается человеком и проявляется в форме эмоциональных переживаний, состояний, реакций и вызывает временное неадекватное снижение активности человека, а также содержит в себе скрытые резервы стимулирования и активизации деятельности путем их предотвращения или преодоления [2].Согласно словарю психологических терминов, психологический барьер является внутренней, психологической причиной, препятствующей человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях [8].Как правило, подобные специфические состояния непосредственно связаны с отрицательными переживаниями, с конкретными проблемами и актуальными ситуациями, являющимися неадекватно острыми непосредственно для педагога. Личность субъективно переживает психологические барьеры как достаточно серьезные трудности в общении, в организации деятельности, во взаимоотношениях, и их результатом становится самонеудовлетворенность, заниженная самооценка и уровень притязаний, внутриличностные конфликты, патологические страхи, тревожность, чувство необоснованной вины и т.д. [13].Психологические барьеры, возникающие в объективно сложившихся ситуациях, сигнализируют о себе острыми отрицательными эмоциональными переживаниями, сопровождающимися наличием нервно-психического напряжения, они препятствуют процессам адекватного взаимодействия. Барьеры усиливают отрицательные переживания и установки – чувство вины, страх, тревогу, стыд, – все, что ассоциируется с самой задачей [13].Профессиональная деятельность педагогов в формате инклюзивного образования зачастую сопровождается повышенной тревожностью, страхами, фрустрацией, аффектами, эмоциональной неустойчивостью, пассивностью педагога во взаимодействиях с детьми с ОВЗ, эмоциональным напряжением (эмоциональные барьеры) [1].Д.А. Петров рассматривает психологические барьеры как компонент инновационных барьеров педагога инклюзивного образования и определяет их сущность через низкий уровень мотивационной готовности, эмоциональное непринятие детей с ОВЗ, и неготовность включать таких детей в образовательную деятельность.Е.С. Слюсарева определила психологические барьеры как состояния переживания препятствий, возникающие в процессе взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды, вызванные как особенностями совместной деятельности (барьеры деятельности), так и особенностями личности субъектов взаимодействия (барьеры личности) [9].Ею предложена следующая классификация психологических барьеров, возникающих у педагогов в ходе реализации инклюзивной образовательной практики:Первая группа барьеров – психолого-познавательные (А.И. Пилипенко) [7] и конативные барьеры. Психолого-познавательные барьеры проявляются как трудности в освоении и использовании знаний о психологических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Конативные барьеры возникают в связи с несформированностью практических умений взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.Вторая группа барьеров – эмоциональные барьеры (Н.И. Шевандрин), к которым исследователи отнесли: барьер неверия в собственные силы, барьер психической напряжённости (тревожность, невозможность инициировать контакт с ребёнком, имеющим нарушения в развитии), барьер страха, барьер стыда и вины.Третья группа барьеров – коммуникативные барьеры или барьеры общения (семантический, логический, фонетический, лингвистический) [9].В классификации В.Н. Мясищева, базой для которой выступают положения психологии отношений, определяющим является личностный аспект [8]. Таким образом, исследователь различает:Барьер отражения. Такие барьеры появляются как результат искаженного восприятия, причем это восприятие может быть направлено на: себя (неадекватность самооценки), партнеров (которым приписываются не присущие им свойства, способности), ситуации (неадекватность при оценке ее значимости),Барьер отношения. Такие барьеры появляются как результат неадекватности в отношении: к себе (неудовлетворенности собственным ролевым статусом), к партнерам (наличие к партнеру неприязни, чувства антипатии), к ситуациям (негативное отношение) [13].Выводы. Понятие «психологических барьеров» весьма многообразно. В нашем исследовании опираемся на определение психологического барьера Д.А. Петрова и классификацию психологических барьеров Е.С. Слюсаревой. Преодоление психологических барьеров выступает механизмом детерминации внешнего во внутреннее – от условий инклюзивной образовательной среды к личностной самореализации каждого из ее субъектов [9].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (76) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Токарева А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ // Вестник науки №7 (76) том 4. С. 227 - 234. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16921 (дата обращения: 22.01.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16921



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.