'
Шналина А.А.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается роль технического регламента в правовой системе, анализируется его положение в различных областях технического регулирования и правовой статус
Ключевые слова:
технический регламент, техническая норма, техническое регулирование, правовой статус регламентов ЕАЭС
Регулирование внутренней и внешнеэкономической деятельности предусматривает широкий спектр разноплановых механизмов, которые действуют в отношении двух составляющих, импорта и экспорта товаров, в том числе установление пределов безопасности и требований для производителей. Исследуя вопрос технического регулирования, логично начать анализ с правового статуса технических норм. Долгое время документация в сфере технического регулирования находились на стыке права, а анализ технических норм осуществлялся за пределами правовой системы [1, с.11]. Активный пересмотр данной позиции начался после 2000-х годов нашего времени. Жанузакова Л. и Аникина Ю. в своих трудах затронули вопрос необходимости изменения устоявшихся взглядов на техническое регулирование и характерные особенности данной сферы [2, с.683]. Правовое положение (статус) технического регламента в национальном праве зависит от заинтересованности общества и государства в соблюдении определенных технических требований, и готовности взять на себя обязательства по надзору за исполнением и реализации регламентов. Тем ни менее, три государства члена ЕАЭС: Россия, Киргизия и Армения не закрепили за техническим регламентом статус нормативного правового акта. Нормативные правовые акты в отличие от иных источников права принимаются уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют форму правовой нормы с техническим содержанием. Совокупность нормативных правовых актов, действующих на территории страны, образуют единую систему регулирования [3, с.36]. Интересным представляется факт того, что Россия, Киргизия и Армения, не предоставляя техническим регламентам статус нормативного правового акта, трактует в национальном законе о техническом регулировании как «документ, принятый международным договором, подлежащий ратификации в порядке, установленном национальным законодательством» [4, Ст.2]. При этом законодательство о техническом регулировании вышеуказанных стран устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к продукции, посредством регламентов. Технический регламент ЕАЭС стал главным механизмом регулирования технической сферы, который принимает Комиссией ЕАЭС. По своему содержанию технические регламенты схожи с правилами, требованиями, в данном случае обязательного применения к техническим объектам на территории Евразийского пространства [5, Ст.2]. Исходя из определения, закрепленного в Приложение № 9 к Договору о ЕАЭС, можно сказать, что технический регламент - элемент наднационального права [5, Ст.2]. Государства ЕАЭС идут на сознательное ограничение некоторых своих прав, сопровождающее делегированием определенных полномочий наднациональным органам, в данном случае Евразийской экономической комиссии. Право ЕАЭС закрепляет положение технических регламентов, устанавливая обязательное применение во всех государствах-членах, не требующее интеграции в национальное законодательство, т.е. концепцию прямого действия. Соответственно технические регламенты обладают большей юридической силой, в сравнении с актами национального законодательства. Таким образом, вопрос природы и правового статуса технического регламента, его закрепление берет свои начала у истоков зарождения сферы технического регулирования, наблюдается постепенный переход технического регламента в правовую сферу.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Шналина А.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 178 - 180. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1695 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*