'
Мурашкина А.А., Грузинова В.О.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ *
Аннотация:
в работе рассматривается рынок легкой промышленности, его современное состояние, определены ключевые проблемы, повлиявшие на отрасль.
Ключевые слова:
легкая промышленность, анализ рынка, экономика
Легкая промышленность — сектор российской экономики, объединяющий сразу несколько отраслей: текстильную, швейную, кожевенную, меховую, обувную. Все эти отрасли задействованы в производстве важнейших на внутреннем и внешнем рынках товаров, которые используются во многих сферах деятельности государства. Именно по этой причине развитие легкой промышленности является рычагом для развития государства. [1]В 2020 году мир кардинально изменился из-за инфекции COVID-19. Мировая экономика подверглась строжайшей проверке на прочность. Под удар в числе прочих попала отрасль легкой промышленности. Коснулось это не только корпораций-гигантов, но и маленьких предприятий, и частных предпринимателей. В первую очередь кризис сказался на производителях и поставщиках продукции, которые закупали сырьё или товары за границей. Поставки были задержаны из-за закрытых границ, работа предприятий вставала. В итоге это привело к снижению темпов производства, сокращению импорта, экспорта товаров и к сокращению продаж, а равно и доходов. Некоторые предприятия вовсе были вынуждены приостановить свою деятельность или даже закрыться. Конечные потребители находились на самоизоляции, поэтому, даже если учитывать онлайн-продажи, спрос на одежду заметно снизился.Производители справлялись с новыми вызовами по-разному, кто-то перестраивал свой бизнес и производство. Кто-то отправлял сотрудников работать дистанционно. Некоторые смогли адаптироваться к условиям и вышли на производство спецкостюмов и гигиенических масок. [2]Ещё один удар, который нанесла пандемия, — это резкое сокращение рабочих мест и колоссальный рост безработицы. Из-за закрытия производства организации были вынуждены увольнять людей. 463 млн работников промышленной сферы пострадали из-за потери своих рабочих мест. Ещё больше людей столкнулись с сокращением заработной платы. [3]Для анализа влияния COVID-19 на рынок труда эксперты компании Boston Consulting Group провели исследование, в ходе которого было опрошено более 200 тыс. человек из 190 стран мира. Аналитики выяснили, сколько сотрудников осталось без работы, а также выявили сферы, где увольнения носили массовый характер. Основные цифры исследования можно увидеть на рис. 1 [4].Рис. 1. Влияние пандемии на рынок занятости, в %.Тема будущего легкой промышленности России стала особенно актуальной в 2022 году. После ухода зарубежных брендов с российского рынка перед отраслью крайне остро встал вопрос о важности развития собственного производства.В результате освободились ниши онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров. Также стало меньше конкурентов у внутренних производителей одежды: как в масс-маркете, так и в премиум-сегменте. Однако развитие новой крупной сети — это вопрос нескольких лет. Исторически развитие российского легпрома сдерживали 5 ключевых проблем:- Сложность реализации эффекта масштаба, затрудняющая снижение себестоимости.- Недостаток эффективного оборудования. Для текстильной промышленности оно на 90% импортное, а современным требованиям отвечает не более 37% технологического парка. Инвестиции в обновление основного капитала не превышают 5–7% выручки от производства.- Высокая зависимость от импортного сырья: до 95% материалов импортируется — это касается как натуральных, так и синтетических тканей. Это делает отрасль зависимой от иностранных поставщиков, высокой волатильности курса рубля, сложной логистики и ограничений в платежных механизмах.- Недостаточные меры поддержки, так как основные преференции сконцентрированы в области госзаказа, гособоронзаказа, но большинство производителей не имеет к ним доступа.- Теневой импорт оценивается в 500–700 млрд рублей и может превышать все российское производство. Более 40% россиян выбирает контрафакт из-за низкой цены. Нелегально ввезенная продукция, как оригинальная, так и поддельная, избавлена от налогов, а потому привлекательна.С февраля 2022 года к перечню ключевых проблем добавились новые сложности. Возникли проблемы в логистике: ряд маршрутов закрылся в принципе, а другие сильно перегружены.На фоне массового ухода иностранных брендов остановился или усложнился импорт технологического оборудования и специальных химических средств, необходимых для производства. [1]Если до кризиса фуру из Турции можно было заказать за $6000–6500, то в новых условиях транспортные компании берут по $9000–10000. Раньше ткани везли через Европу и Украину, а сейчас делают это через Грузию и Азербайджан. Все это приводит к дополнительному удорожанию турецких тканей минимум на 3–7% в зависимости от типа материала. [5]В 2022 году отрасль насчитывала около двадцати тысяч предприятий, в которых занято 292 тысячи человек. От общего объема рынка доля легкой промышленности заняла 1,04%.Каждое четвертое предприятие в легкой промышленности ведет свою деятельность в сегментах, связанных со спортивной, детской одеждой и аксессуарами.На начало года в некоторых сегментах зафиксировано сокращение темпов прироста созданных производств. Рост замедлился в сегменте вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий, их открылось на 34% меньше, чем в 2021 году. Производство меховых изделий сократилось на 17%, а кожи и изделий из кожи на 14%. Речь идет о некрупных производствах, подавляющее большинство из них — индивидуальные предприниматели (75%). [6]К концу 2022 года Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства выявила рост числа индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий в сфере легкой промышленности, их число восстановилось до допандемийного уровня.В первом полугодии 2023 года легкая промышленность увеличилась на 19%, при этом производство текстильной промышленности выросло на 28%. Но в целом в экономике страны доля легкой промышленности осталась низкой и составила около 1%. [7]Структура отрасли в этот год выглядела следующим образом:45% - производство текстильных изделий,39% - производство одежды,16% - производство кожи и изделий из кожи.Основные виды продукции в производстве одежды можно увидеть на рис. 2. На первом месте находится производство спецодежды – основного средства для индивидуальной защиты (комбинезоны, куртки, брюки, телогрейки, перчатки, халаты, фартуки, головные уборы). Второе место занимает производство трикотажных и вязаных изделий.Рис. 2. Ассортимент производства одежды в 2023 году, в %.В этот год особое влияние на отрасль оказывали следующие направления:- Развитие отраслевых, и региональных маркетплейсов, адаптированных под запросы специализированной аудитории. Такие сообщества позволяли кооперироваться, сотрудничать и планировать выгодные сделки для всех сторон. Этот тренд не прошел мимо и легкой промышленности. Маркетплейсы выступали в роли полноценных каналов маркетинга из-за появившейся возможности для предложения услуги по выводу в рекомендованные бренды и рекламы поставщиков.- После ухода зарубежных брендов с российского рынка появилась перспектива для освоения освободившихся ниш. Многие компании переналадили производство отдельных товаров, некоторые бренды направились на адаптацию бизнес-модели Zara и производителей Китая. Маркетплейс Ozon приступил к реализации одежды и постельного белья под собственными марками.- В 2023 году российские компании получили федеральные субсидии для компенсации затрат на погашение процентов по кредитам. Средства можно было выделить на развитие технологий, поскольку ситуация с оборудованием для текстильной промышленности в России сложная.- В стране стали активно разрабатываться промышленные роботы-манипуляторы. Такая ситуация дала возможность отечественным стартапам привлечь предприятия легкой и текстильной промышленности для автоматизации своего производства. Постепенно у бизнеса появится возможность отказаться от иностранных аналогов, потому что ремонт западного оборудования стал нерентабельным из-за санкций.-Компании и их торговые представители с особым вниманием выстраивали отношения с клиентами, которые уже совершили покупку, для повторных продаж, т.к. работать с лояльными клиентами намного проще, чем нарабатывать новую базу. [8]Исторически легкая промышленность зародилась в столичных регионах и в Центральной России. В советское время получило развитие изготовление трикотажа и льна, уже тогда производство сосредоточилось в Ивановской и соседних областях. Сегодня они остаются основным центром легкой промышленности. Данные по удельному весу регионов в общем объеме производства в 2024 году можно увидеть на рис.3.Рис. 3. Доля производства легкой промышленности по регионам, в %.Ивановская область находится на первом месте по доли производства, но ни одно из крупнейших предприятий по объему производства к ней не относится. В основном большие фабрики располагаются в центральной части страны. [9]В отрасли легкой промышленности наблюдается тенденция на укрупнение – меньшее количество предприятий производит больший объем товаров. Крупные предприятия работают по гособоронзаказу, маленьким же предприятиям, которые сосредоточены на потребительском секторе, не доступны все меры поддержки. В 2023 году организации данной отрасли получили субсидии на сумму около 2 миллиардов рублей, но этого недостаточно - отрасль легкой промышленности остается недоинвестированной. Заемный капитал не является доступным для предпринимателей, поэтому они стоят перед сложным выбором: огромные возможности для выхода на новые рынки после ухода иностранных производителей и низкая инвестиционная активность. [10]
Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 1
Ссылка для цитирования:
Мурашкина А.А., Грузинова В.О. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ // Вестник науки №8 (77) том 1. С. 14 - 22. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16952 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*