'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (77) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  17 просмотров

Мурашкина А.А., Ремина М.Д., Грузинова В.О.

  


ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются последствия коронавирусной инфекции для экономики России - рост безработицы, падение цен на нефть, увеличение инфляции и адаптация под новые условия.   

Ключевые слова:
коронавирусная инфекция, пандемия, экономика   


В 2020 году мир столкнулся с глобальной проблемой - распространением коронавирусной инфекции, которая повлекла за собой стремительные и масштабные изменения во всех сферах экономики. Кризисные явления обозначились как в развивающихся странах, так и в развитых. Сложившаяся ситуация привела к падению валового внутреннего и регионального продукта, что повлекло за собой такие социальные проблемы, как безработица, бедность, рост неравенства. [1]Только за первые полгода пандемии сумма непредусмотренных потерь бюджета Российской Федерации составила 8 трлн. рублей. Из-за падения объемов продаж, сокращения выручки и снижения прибыли предприятия не имели возможности платить заработную плату, так как она находится в себестоимости продукции, а отсутствие ее реализации не дает возможности выплачивать зарплату. В официальном порядке администрации этих организаций рассматривали законные варианты уменьшения оплаты труда, в результате чего произошел рост задолженностей по заработной плате и увеличился рост числа безработных. Это привело к снижению социально-экономической безопасности России и увеличению числа преступлений.Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на продовольственную безопасность РФ, что привело к сокращению доходной части бюджета, снижению доходов населения, росту цен на продовольственные товары. Период марта-апреля 2020 года характеризовался пиком падения цен на нефть. Впервые в истории стоимость нефти в США достигла исторического минимума, цена стала отрицательной, причина такого поведения на рынке нефти объяснялась отсутствием места для ее хранения.С началом пандемии и падением выручки от экспорта нефти рубль подешевел относительно большинства иностранных валют (рис.1).Рисунок 1. Динамика курсов валют в 2020 году.Если в начале 2020 года курс составлял 61,90 рублей за доллар США, то в конце 2020 года доллар США стоил 73,87 рублей, то есть рост курса за год составил 19,3%. Более стремительное падение рубля происходило относительно единой европейской валюты. В январе 2020 года 1 евро стоил 68,57 рублей, а в декабре 2020 года 1 евро стоил 90,21 рублей, то есть падение рубля за год составило 31,6%. [2]Уровень инфляции до конца 2020 года прогнозировался на уровне 3,8%, на конец года 2021 года инфляция ожидалась на уровне 3,7%. На заседании правительства Российской Федерации прогноз по инфляции на 2021 год был повышен до 5,8%. В январе-августе 2021 года наблюдалось увеличение годовых темпов роста потребительских цен. В августе инфляция достигла 6,7% г/г. Прогноз по инфляции в России по итогам 2021 года был повышен до 7,4%, с текущей оценки, которую Минэкономразвития дало в официальном прогнозе социально-экономического развития на 2022–2024 годы. [3]Из-за серьезных вызовов в условиях пандемии странам было необходимо трансформировать экономическую систему. Сокращение использования трудовых ресурсов, а также снижение производства привело к уменьшению спроса. В это же время произошла корректировка структуры цен, что могло привести к структурной инфляции. Коснулось это не только корпораций-гигантов, но и предприятий малого и среднего предпринимательства. В первую очередь кризис сказался на производителях и поставщиках продукции, которые закупали сырьё или товары за границей. Поставки были задержаны из-за закрытых границ, работа предприятий вставала. В итоге это привело к снижению темпов производства, сокращению импорта, экспорта товаров и к сокращению продаж, а равно и доходов. Некоторые предприятия были вынуждены приостановить свою деятельность или даже закрыться. Конечные потребители находились на самоизоляции, поэтому, даже если учитывать онлайн-продажи, спрос заметно снизился. Производители справлялись с новыми вызовами по-разному: кто-то отправлял сотрудников работать дистанционно, и лишь некоторые смогли адаптироваться к новым условиям и диверсифицировать производство.[6]Ещё один удар, который нанесла пандемия, — это резкое сокращение рабочих мест и колоссальный рост безработицы. Из-за закрытия производства организации были вынуждены увольнять людей. 463 млн работников промышленной сферы пострадали из-за потери своих рабочих мест. Ещё больше людей столкнулись с сокращением заработной платы. [7]Многие страны стали проводить бюджетно-налоговую политику, нацеленную на поддержание спроса и предложения. Спрос поддерживался через выплаты населению из бюджета, а предложение за счет введения отсрочек по уплате налогов и поддержки предприятий. Поддержка менее обеспеченных слоев населения начала приобретать все большее значение в условиях кризиса. Поддержка требовала наращивания бюджетных расходов и смягчения монетарной политики, что вело к существенному росту долга. Все большую роль стала играть взаимосвязь инструментов бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, а также использование институтов развития для структурных преобразований в экономике. Стало необходимо продолжать структурные преобразования, поддерживая крупные компании и здоровую конкуренцию между ними.Ситуация, которая сложилась в России - следствие длительного процесса рецессии, обостренного наличием коронавирусной пандемии. Борьба с кризисом осуществлялась стандартным инструментарием бюджетно-налоговой и финансовой политикой. Данный подход считается зауженным, необходимо было проводить более широкие экономические преобразования, менять взаимоотношения государства и бизнеса. Для роста Российской экономики необходимы настоящие структурные реформы, новый менеджмент, который способен принимать неординарные решения и пользоваться доверием общества и сотрудников. Правительство Российской Федерации разработало общенациональный план для восстановления экономики- преодоление кризиса с последующим выходом на траекторию развития, включающий 500 конкретных мероприятий и стоимостью реализации около 5 триллионов рублей. План состоял из 3 этапов:1. До конца 3 квартала 2020 года предусматривалась стабилизация ситуации, основная задача- не допустить дальнейшего падения доходов людей,2. До 2 квартала 2021 года было необходимо завершить процессы восстановления экономики, снизить уровень безработицы, увеличить рост доходов населения до докризисного уровня,3. 3-4 кварталы 2021 года - это выход на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста, сокращение уровня бедности, рост занятости в малом и среднем бизнесе. [4]1 декабря 2021 года был одобрен закон о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года. Плановые показатели имели следующие значения: доходы бюджета РФ в 2022 году составили бы 25,021 трлн рублей, расходы - 23,694 трлн рублей, в 2023 году доходы - 25,540 трлн рублей, расходы - 25,241 трлн рублей, в 2024 году доходы - 25,831 трлн рублей, расходы- 26,354 трлн рублей. В соответствии с законом, бюджет был бы профицитным. В 2022 году прогнозировалось увеличение нефтегазовых доходов в объеме 9,542 трлн рублей. [5]Фактические же показатели оказались следующими: в 2022 году доходы бюджета РФ составили - 27,8 трлн рублей, расходы - 31,1 трлн рублей, в 2023 году доходы – 29,1 трлн рублей, расходы – 32,3 трлн рублей. Нефтегазовые доходы в 2022 году увеличились до 11,6 трлн рублей, в 2023 году составили 8,8 трлн рублей. Доходы выросли за счет роста экономики и инфляции, крупнейшими направлениями трат стали расходы на выполнение социальных обязательств и оборону, бюджеты оказались дефицитными. [8]Глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, представляет собой беспрецедентное явление в современной экономической истории. Он оказал глубокое влияние на все аспекты жизни общества как в России, так и во всем мире. Несмотря на негативные последствия, пандемия выявила ряд возможностей для производителей, которые смогли адаптироваться к новым реалиям.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мурашкина А.А., Ремина М.Д., Грузинова В.О. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // Вестник науки №8 (77) том 1. С. 23 - 30. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16953 (дата обращения: 06.10.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/16953



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.