'
Фомин А.Г.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ *
Аннотация:
в работе анализируется деятельность прокуратуры за соблюдением законности на территории Российской Федерации при применении мер административного принуждения. В статье подробно описаны задачи надзора в органах прокуратуры дана их характеристика. Автором предложены рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения.
Ключевые слова:
законность, прокуратура, надзор, административное принуждение, соблюдение прав
Прокуратура РФ является главным государственным органом, который принимает непосредственное участие за неукоснительным соблюдением законодательства Российской Федерации на всей ее территории. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор по обеспечению законности прав граждан, выявлению, расследованию, устранению и пресечению различных нарушений законодательства Российской Федерации.На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ №2202-1) деятельность прокуратуры направлена на обеспечение законности на всей территории Российской Федерации [1].Как утверждает А.А. Абдулов органы прокураторы являются главным «фундаментом» соблюдения законности в стране, на котором строится вся система по ее соблюдению [2, с.145].Значение деятельности органов прокуратуры с каждым годом неукоснительно растет. Так, за 6 месяцев 2024 года органами прокуратуры было выявлено 2,8 млн правонарушений, привлечено к ответственности (административная, дисциплинарная) 576,2 тыс. лиц, возбуждено 10,5 тыс. уголовных дел [3].Прокурорский надзор играет важную роль за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Принуждение применяется к определённому лицу (гражданину).Административное принуждение – это определенная система мер принудительного воздействия, которые непосредственно применяются органами власти (исполнительная) к гражданам, совершившим правонарушение [8, с. 117].Все меры административного принуждения можно подразделить на три вида (рисунок 1).Рис. 1. Меры административного принуждения.Однако, применение мер административного принуждения к гражданам возможно только лишь при наличии законодательных оснований.Цель административного принуждения - это профилактика правонарушений через ограничение деятельности предприятия или поведения физического лица [4, с. 35].Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения – это особенно важная функция в прокуратуре Российской Федерации [5, с. 210].Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения осуществляется для того, чтобы:- проверить законность (соблюдение законности);- для того, чтобы права граждан Российской Федерации не были нарушены;- для того, чтобы должностные лица, работающие в государственных органах не превышали пределы своих полномочий [7, с. 217].Задачи прокурорского надзора представлены в таблице 1.Таблица 1. Задачи надзора в органах прокуратуры.Прокурорский надзор проводится должностными лицами органов прокуратуры путем проведения различного рода проверок и расследований. Прокурор также имеет право подать в суд иск об отмене признании меры административного принуждения, либо признать ее незаконной. При выявлении прокурором правонарушения в процессе применения административных мер принуждения может быть предъявлено обвинение [6, с. 318].Итак, прокурорский надзор это важная и особенная функция Прокуратуры РФ, который непосредственно направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, защиту прав граждан, пресечение (предотвращение) различных правонарушений (преступлений) [6, с. 318].Этапы прокурорского надзора представлены на рисунке 2.Рис. 2. Этапы прокурорского надзора.Таким образом, прокурорский надзор состоит из нескольких последовательных этапов, которые в свою очередь обеспечивают и гарантируют справедливость и предотвращение различных правонарушений на территории Российской Федерации. Одной из основных перспектив развития прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения является усиление его роли, и компетенции в контроле за применением этих мер. Прокурорский надзор должен иметь возможность эффективно контролировать и избегать злоупотребления и нарушения прав граждан при применении таких мер, что в свою очередь требует не только усиления полномочий прокуратуры, но и совершенствования законодательства, чтобы обеспечить четкие и ясные правила применения мер административного принуждения. Другой перспективой развития прокурорского надзора является использование современных технологий и информационных систем для более эффективной работы. Только так можно обеспечить гарантированный высокий уровень прокурорского надзора, а также эффективную защиту прав граждан.
Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 1
Ссылка для цитирования:
Фомин А.Г. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ // Вестник науки №8 (77) том 1. С. 43 - 49. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/16956 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*