'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (77) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  182 просмотров

Романова Ю.С.

  


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ЗАДАЧ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме подготовки к ЕГЭ по физике и рассматривает эффективность включения кейс-задач в учебный процесс. В статье анализируются особенности и преимущества данного подхода, представлены примеры кейс-задач, соответствующих кодификатору ЕГЭ, а также даны рекомендации по их разработке и применению на уроках.   

Ключевые слова:
ЕГЭ по физике, кейс-технология, решение задач, естественнонаучное мышление, критическое мышление, практико-ориентированное обучение   


Единый государственный экзамен по физике является одним из самых сложных и требует от выпускников не только прочных знаний теоретического материала, но и умения применять их на практике, анализировать информацию, строить логические связи, аргументировать свою точку зрения. Традиционная система подготовки, основанная на решении типовых задач, не всегда позволяет сформировать у учащихся необходимый комплекс умений и навыков.В этой связи все большую актуальность приобретает использование на уроках физики инновационных методов обучения, в частности, кейс-технологии.Кейс-технология представляет собой метод обучения, основанный на анализе и решении учебных ситуаций, смоделированных на основе реальных или гипотетических явлений и процессов. Кейс-задачи по физике позволяют учащимся "погрузиться" в контекст конкретной ситуации и применить полученные знания для ее анализа и поиска решения[3].Конечно, кейс-задачи не должны заменять собой традиционные формы работы. Использование кейс-задач возможно как дополнение, позволяющее закрепить и углубить знания.При работе с кейс-задачами можно и нужно использовать интерактивные доски, компьютеры, программное обеспечение для визуализации, моделирования ситуаций, проведения расчётов.В этой статье хотелось бы поделиться опытом разработки кейс-задач для подготовки школьников к ЕГЭ по физике.Можно выделить следующие преимущества использования кейс-задач при подготовке к ЕГЭ по физике:Развитие мышления: анализ условий задачи, выделение существенной информации, формулировка гипотез, поиск аргументов и доказательств.Формирование умения применять знания на практике: кейс-задачи носят практико-ориентированный характер, что позволяет учащимся увидеть связь между теорией и реальной жизнью.Развитие навыков работы с информацией: поиск, анализ, систематизация и интерпретация данных из различных источников (тексты, графики, таблицы).Повышение мотивации к изучению физики: нестандартные задачи и ситуации вызывают у учащихся больший интерес, чем типовые задания.Адаптация к формату ЕГЭ: многие задания ЕГЭ имеют практико-ориентированный характер и требуют умения анализировать реальные ситуации.Методика составления интегрированной кейс-задачи следующая: отыскание темы кейс-задачи, сбор информации по теме, выделение ключевой линии, определение цели решения, подбор заданий, развивающих естественнонаучное мышление, оформление полного текста, проверка на точность и полноту информации[2].Приведем примеры ключевых тем для разработки кейс-задач по физике для подготовки к ЕГЭ.Например, в разделе «Механика» в качестве ключевой темы можно рассмотреть разработку системы амортизации для защиты груза при падении с определенной высоты; проектирование аттракционов; расчет параметров движения спортивных снарядов. В разделе «Молекулярная физика» актуальным является анализ работы холодильника и расчет его КПД, а проектирование электрической цепи для питания устройства с заданными параметрами можно использовать в качестве ключевой темы для разработки кейс-задачи для подготовки к ЕГЭ по физике.Традиционной и важной темой в разделе «Оптика» является строение и принцип работы человеческого класса, именно эта тема может послужить отличной базой для разработки кейс-задачи, а также подчеркнет интегрированный характер современного естествознания.В разделе «Квантовая физика» в качестве ключевой темы можно взять анализ принципа работы лазера и его применение в различных областях. Чтобы тема была более актуальна для современных школьников кейс-задачу можно стилизовать под фильмы про космические приключения, например, «Звездные воины».К рекомендациям по разработке и применению интегрированных кейс-задач в процессе подготовки к ЕГЭ по физике можно отнести[1]:Соответствие кодификатору ЕГЭ: кейсы должны соответствовать тематике и уровню сложности экзамена;Практическая направленность: задачи должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями:Наличие проблемы: кейс должен содержать проблему, требующую анализа и поиска решения;Полнота информации: кейс должен содержать всю необходимую информацию для решения проблемы;Структурированность: кейс должен быть логически построен и понятен учащимся.Приведем пример кейс-задачи «Аварийная посадка на Луну», которую можно использовать в качестве дополнительного материала для подготовки школьников к ЕГЭ по физике.Кейс-задача «Аварийная посадка на Луну»Вы – пилот космического корабля, совершающего экспедицию на Луну. Во время посадки произошёл сбой в системе управления, и теперь вам предстоит посадить корабль вручную, используя резервные системы.Корабль находится на высоте h = 500 метров над поверхностью Луны. Вертикальная скорость снижения   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Романова Ю.С. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ЗАДАЧ // Вестник науки №8 (77) том 3. С. 56 - 61. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17024 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17024



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.