'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (77) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  157 просмотров

Щёлок О.Н., Молодыченко Н.А.

  


РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ *

  


Аннотация:
в статье были сформулированы такие понятия, как арт-терапия, комплекс арт-терапевтических техник и приемов, формирование (развитие) личности младших школьников. Были описаны теоретико-методологические основы организации развития детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Во втором разделе магистерской работы описана педагогическая технология и методики использования техник арт-терапии в группах младших школьников. Третий раздел исследования – это экспериментальное исследование эффективности использования арт-терапии при развитии детей младшего школьного возраста. Было доказано, что применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста будет способствовать у них усилению роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития.   

Ключевые слова:
арт-терапия, младшие школьники, развитие личности   


Постановка проблемы: Нынешнее состояние школы не позволяет эффективно решать задачи сохранения психологического здоровья детей и требует научной разработанности новых подходов к этой проблеме. Таким образом, перед системой образования встают задачи расширения сферы психолого-педагогической коррекции учащихся. Эти задачи связаны, в том числе, с усилением инновационных педагогических процессов, направленных на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Один из способов психолого-педагогической коррекции учащихся предполагает применения арт-терапии для психологической помощи детям и подросткам.Анализ последних исследований. Вопросам применения арт-терапии для психологической помощи детям и подросткам посвятили свои работы такие исследователи, как А.А. Александров, В. Богданович, Г.А. Бреслав, М.Е. Бурно, О.М.С. Вальдес, В.С. Волков, А.А. Воронова, Д. Вудроф, С.В. Исханова, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, В.В. Ляшенко, Е.А. Медведева, Н. Можаров, Л.Д. Назарова, В.Н. Никитин, А.А. Осипова, Н. Пурнис, Е.Г. Тарасова, В.А. Шмелев. Проблемам педагогики и психологии младших школьников посвятили свои труды такие авторы, как В.А. Аверин, Б.Г. Ананьев, Т.Г. Бобченко, А.К. Болотова, Н.В. Бордовская, Л.А. Венгер, М.В. Гамезо, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.О. Гонина, П.С. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, Т.В. Корнилова, А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, В.Н. Непопалов, О.В. Пастюк, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Д.М. Рамендик, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, С.И. Самыгин, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин.Формулирование целей статьи. Цель работы – исследование особенностей применения арт-терапии в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста.Изложение основного материала исследования. Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [6, с. 13]. Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз [13, с. 33].Исследование влияния арт-терапии на процессы развития младших школьников было проведено в СОШ № 7 г. Мелитополя на основе следующей гипотезы: применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста будет способствовать у них усилению роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития.Методикой исследования стал инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (возраст 6-7 лет).В каждом из 8 направлений 3 критерия оценки, от 0 до 2 баллов. Как следствие, каждое направление предполагает оценивание от 0 до 2 баллов, вся диагностика – это от 0 до 16 баллов. 16 баллов – это 100%. Уровни:Высокий уровень – 12-16 баллов (75-100%),Средний уровень – 5-11 баллов (26-74%),Низкий уровень – 0-4 балла (0-25%) [10, с. 88].Исследование включает три этапа:констатирующий этап – выбираются участники (30 детей экспериментальной группы и 30 детей контрольной группы), методики исследования (диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), проводится стартовое исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей,формирующий этап – выбираются наиболее действенные и актуальные для активизации познавательного и личностного развития детей методики арт-терапии, в экспериментальной группе детей на основе выбранных методик арт-терапии проводится комплекс занятий,контрольный этап – в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования (диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) проводится финальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация.В ходе констатирующего этапа работы оценка развития детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе составила 11,1 балла (т.е. 69,6%), оценка развития детей младшего школьного возраста в контрольной группе составила 11,2 балла (т.е. 69,8%). Итак, мы видим, что средние показатели развития экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования практически совпадают.На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс арт-терапевтических занятий в экспериментальной группе, контрольная группа развивается планово, т.е. без занятий по арт-терапии.В ходе контрольного этапа работы оценка развития детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе составила 12,6 балла (т.е. 79,0%), оценка развития детей младшего школьного возраста в контрольной группе составила 11,4 балла (т.е. 71,5%). Итак, мы видим, что на контрольном этапе исследования средние показатели развития экспериментальной группы выше, чем средние показатели развития контрольной группы.В таблице 1 мы формируем сборные показатели, т.е. средние баллы и проценты оценки развития экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования.Из этих данных мы видим, что показатели детей экспериментальной группы благодаря арт-терапии выросли на 9,4%, а показатели контрольной группы, где арт-терапии не было, выросли на 1,7%. Это отображено на рис. 1.Таблица 1. Средние баллы и проценты оценки развития детей младшего школьного возраста (экспериментальная и контрольная группа, констатирующий и контрольный этапы эксперимента).Рис. 1. Динамика изменений среднего балла группы (экспериментальная и контрольная группа, констатирующий и контрольный этапы эксперимента, %).Выводы. Итак, арт-терапия – эффективный метод повышения эффективности процессов познавательной и личностной деятельности у детей младшего школьного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса школы. Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза (применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста способствует усилению у них роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития) была доказана.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Щёлок О.Н., Молодыченко Н.А. РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ // Вестник науки №8 (77) том 3. С. 69 - 75. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17026 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17026



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.