'
Карапетян Н.Р., Петченко Е.А.
КУЛЬТУРНЫЙ КОД ГОРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА *
Аннотация:
формирование и историческое развитие городского пространства во многом определяет культурные ценности и мотивы поведения человека в обществе. Сам процесс восприятия человеком любой культурной традиции связан с определением окружающей его среды и этапами её формирования. Роль окружающей среды в современном мире значительно изменилась – местность, в которой мы живем, стала не просто внешней окружающей средой, а особым элементом, структурирующим жизнь современного человека. Всё увеличивающая тенденция роста городов, а также переезда в них всё большего числа людей лишь сильнее обостряет вопрос об изучении культурного кода ни только самого человека, но ещё и целого города. Данный аспект тесно связан с решением задачи укрепления городской идентичности, а также выявления уникальных культурных смыслов города. Городская идентичность не отменяет вектора развития человека и общества через призму персоналий. Более того, ряд факторов свидетельствует о том, что заложенный культурный код в городскую ткань лишь подталкивает каждого конкретного человека к позиции своей исключительности. Культурный код города не столько преподносится нами как система дешифровки и познания каждого конкретного города в индивидуальном контексте, но как способ понимания граждан того или иного города. Конечно, чем более полиоцентричен город, тем сложнее его анализ.
Ключевые слова:
персонализм, город, городское пространство, культурный код, градостроительные нормативы
Работа представляет собой два больших теоретических блока, которые в конечном счёте вытекают в нашу теорию, которая отражена в теме работы.Персонализм подчеркивает значение, уникальность и неприкосновенность личности. При этом личность должна ставить собственные цели и достигать их. Она, осуществляющая свободный выбор и готовая внести свой вклад в общественную жизнь, не разделяет людей на своих и чужих, не смотря на различия в мировоззрениях. Таким образом, персоналия – личность, которая в первую очередь заинтересована в реализации собственных интересов, аргументируя эту деятельность пользой для общества.Кризисом персонализма по мнению многих философов становится кризис цивилизации в момент, когда общество перешло на капиталистический тип производства. Во многом это привело к ускоренной урбанизации последующей городской территории. По нашему мнению, с такой тенденцией теория не могла не мутировать, Персонализм в контексте городского пространства по-прежнему был актуален для разных групп лиц. Но столкнулся с не существовавшим до определённого периода концепцией - культурного кода города.Культурный код [10, с. - 15] можно расшифровать как «читаемость города» со стороны человека. Он представляет собой определенный способ хранения, репрезентации и трансляции культурных смыслов в социальном пространстве. Исследования культурного кода города позволяют выявлять актуальные и латентные ценности и образы, а также осмыслять и понимать динамику структурирования городской реальности через генерацию, трансляцию и сохранение культурных смыслов.Культурный код города тоже неоднозначен, так как на него может влиять целая плеяда факторов, подвергая его изменениям. Культурный код в связке с персонализмом придаёт действию человека его материальную или физическую субстанцию. В этой призме персонализма, самое важное для человека - его индивидуальное самовыражение. Главный вопрос в таком случае: как и где возможна реализация данного запроса?Культура субъективна. Однако возникающая «культурная субстанция» [9, с. - 79], оставаясь «привязанной» к субъекту являясь частью сознания порождающих и воспроизводящих ее людей, становится в этом случае еще и частью их жизненной среды, то есть того контекста, в котором протекает повседневная жизнедеятельность человека, кристаллизуется его ментальность, вырабатываются его мировидение, образ и стиль жизни и приводит к созданию культурного кода территории.Важнейшее место в городской культуре принадлежит образу жизни населения, самому развитию человеческой личности. Начиная с эпохи многопанельных и высотных зданий в СССР была заложена градостроительная парадигма упора на “публичные пространства”, номинальное декларирование приватной территории и эргономическая направленность “минимума жизни” [8, с. - 104], которая нашла своё отражение в реальности и стала на многие года частью жизни миллиона людей. Последнее, в силу доведённых до минимума показателей жилой площади и спровоцировали исключительное декларирование приватных зон, которых на деле практически не существовало. Массовое многопанельное домостроение было работой с огромными по площади территориями, а потому данные пространства являются частью нашей реальности до сих пор. Соответственно, на вопрос “где же самовыражаться гражданам?” ответ найти достаточно сложно, поэтому то, что должно было оставаться в приватной зоне, стало плавно перетекать в публичную. Довольно понятным и узнаваемым для многих примером такого «перемещения зон» стало ЖКХ-арт (зачастую отражённые в конструкции “лебеди из шин”). Это проявление – сугубо советское, подобного нет нигде в мире. Он зародился в 70-ые годы, когда люди были заключены в тесные рамки массовой безликой застройки. Персонам было тесно в этих границах, поэтому они и начали украшать дворы различными доступными материалами - будь то шина или окрашенная канистра. Вот так мы получили интересную форму самовыражения в рамках городских реалий и градостроительной документации.Город по своей природе - генератор социокультурного разнообразия. Советская идеология, которая в данном случае являлась всего лишь формой выражения массовой традиционной ментальности тормозила объективные процессы формирования города. Уже ближе к 2010-ому году вышестоящие руководство пришло к пониманию необходимости каждым человеком в достаточном по метражу своём собственном пространстве.Культурная среда человека — это отражение его индивидуальности, определяемой его психофизиологическими особенностями, своеобразием жизненного и социокультурного опыта, воплощением социальных ролей, принадлежностью к той или иной социальной группе. Во-первых, субстанциональные элементы как индивидуальные качества (физические свойства человека, психологические свойства человека и др.) и во-вторых – это функциональные элементы как основа реакции человека на окружающий мир. Функциональные элементы и есть те самые физические проявления индивидуальности в городской среде.Были созданы новые градостроительные нормативы: РНГП [1], которые впервые за всё время отечественной практики территориального планирования учитывали приватные и публичные территории. Разделяя в равной степени приватное и публичное, выстроив правильную плотность застройки и высотность, наконец получилось приблизиться к тому, что персоналисты бы назвали идиллией.Прошло время и направление сменилось: нарушаются экологические, исторические, географические особенности застраиваемых территорий. Нивелируются психологическое, ментальное и физическое здоровье, как отдельного индивида, так и общества в целом. Появляются новые веяния, такие как коливинг, которые отсылают нас к когда-то массово существовавшим коммунальным типам жилья, хоть и маскируются идей об интересах жильцов. Тенденция на создание комфортной городской [7] среды сменилась благоустройством городских территорий. Понимать разницу между данными двумя подходами или определениями крайне важно. Первый — о том, что физическое пространство обитания формируется обитателем, при его участии и под его контролем, все судьбоносные решения о среде принимает сам обитатель. Второй — о мощении плитками, о скамейках и фонарях, привлекательности для гостей и жителей города.То есть население опять пытаются зажать, его лишают самого важного - реального диалога. Диалог в пространстве между людьми и людьми, а также людьми и властью исключительно иллюзорен. Коммуникация как обмен осмысленной информацией — ключевой фактор развития общества, формирования сознания, социализации и самореализации личности. Городская среда [4, с. - 131] — это еще и другие люди, способы взаимодействия с которыми и даже само отношение человека к ближайшему своему социальному окружению составляют один из важнейших факторов выживания и воспроизводства здоровых людей вместе со здоровой средой.И это приводит к основной проблеме уже изрядно мутировавший теории персонализма, а именно – к одиночеству. Важнейшее место в городской культуре принадлежит образу жизни населения, самому развитию человеческой личности. В социальном поведении людей, в их повседневной жизнедеятельности проявляют себя закономерности урбанизации, именно в образе жизни населения городов и его различных сферах заложены направленность и сами потенции развития городского пространства. Дюркгейм в своих работах указывал на то, что слабая сплоченность жителей города приводит к девиантному поведению. Получается, что человек, который не может проявить свою идентичность в окружающем его мире – в городе в нашем случае – будет чувствовать себя подавлено. Формирование целого пласта депрессивного городского населения - недопустимая роскошь в современных реалиях. Культурный код здесь является неким сигнальным маячком, который даёт понять (власти, инвесторам и гражданам) в каком положении находится город, его культура и самое важное - его жители.
Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 3
Ссылка для цитирования:
Карапетян Н.Р., Петченко Е.А. КУЛЬТУРНЫЙ КОД ГОРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА // Вестник науки №8 (77) том 3. С. 86 - 92. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17028 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*