'
Вахромычева А.В.
АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ *
Аннотация:
На конкретных примерах в статье показано использование архетипов коллективного бессознательного в политической пропаганде. Автор приходит к выводу, что систематизированные К. Г. Юнгом общечеловеческие модели инстинктивного поведения находят применение не только в художественной культуре и торговой рекламе, но и в сфере политических технологий
Ключевые слова:
архетип, коллективное бессознательное, Карл Густав Юнг, пропаганда, политические технологии
Понятием «коллективное бессознательное» обозначается особый класс психических явлений, которые, в отличие от индивидуального бессознательного, являются носителями коллективного опыта человечества и передаются по наследству через структуры мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – врождённые общечеловеческие модели инстинктивного поведения. В переводе с греческого слово «архетип» означает «древний след» («архей» – древний, «типос» – след). Принципиально неподвластные волевому контролю, архетипы способны вызывать однотипные эмоциональные реакции больших масс людей на тот или иной стимул. Гипотеза об архетипах коллективного бессознательного была выдвинута в 1936 году известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875–1961). Исследовав культуры древних народов, никогда не контактировавших между собой, учёный выявил в них некоторые общие, одинаково воспринимаемые символы. Наиболее глубоким по содержанию Юнг считал круг как символ гармонии, упорядоченности, уравновешенности всего сущего. Архетипы дуалистичны, оппозиционны, то есть существуют в виде контрастных пар: например, свет и тьма, тепло и холод, верх и низ, сила и слабость, красота и уродство, центр и периферия и т.д. Каждый из этих символов, как считал Юнг, бессознательно воспринимается на фоне своей противоположности, тем самым вызывая столь же контрастные бессознательные реакции типа «приятно – неприятно», «хорошо – плохо», «хочу – не хочу». Несмотря на то, что вопрос о происхождении архетипов находится в сфере религиозного знания и учение Юнга в целом остаётся гипотезой, архетипы давно активно используются в художественной культуре и торговой рекламе. Однако их применение сегодня не ограничивается рамками этих двух сфер: архетипы присутствуют и в политических технологиях – они кладутся в основу создаваемых имиджей, учитываются в работе с массовыми мифами и стереотипами. Попытаемся продемонстрировать это на некоторых конкретных примерах. 1.Один из главных архетипов, выявленных Юнгом, – «красота – уродство»: независимо от доводов разума, красивый человек воспринимается как хороший, а некрасивый – как плохой. Почему, в самом деле, на современном «политическом рынке» уделяется столь огромное внимание внешнему облику действующих лиц? Ведь все мы прекрасно понимаем, что привлекательная внешность может скрывать убогую душу и отсутствие ума, и наоборот, очень непривлекательный человек может быть добрым, храбрым, благородным. Это несоответствие доступно пониманию ребёнка уже в три года. Так в чём же дело? Только ли в наших эстетических чувствах и потребностях? Нет, утверждают психологи, ещё и в архетипах коллективного бессознательного, заставляющих нас, вопреки рассудку, ассоциировать красоту с добродетелью, а уродство – со злом, грехом. 2.То же самое можно сказать об образе Героя как воплощении архетипа силы, противопоставленной слабости. Стремление активизировать этот архетип заставляет политиков позировать в военной форме, за штурвалами самолётов и кораблей.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Вахромычева А.В. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 205 - 209. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1703 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*