'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (77) том 3
  4. Научная статья № 21

Просмотры  255 просмотров

Риофрио Солнцева К.С.И.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ *

  


Аннотация:
горнолыжная индустрия в России активно развивается, количество горнолыжных комплексов и баз растёт, а туристический поток увеличивается. Обеспечение надлежащего уровня безопасности на отечественных горнолыжных курортах — ключевое условие для успешного развития отрасли. Для достижения этой цели необходимо изучить опыт лучших зарубежных курортов и адаптировать его к российским условиям. Решение этой задачи требует комплексного подхода. Прежде всего, это мероприятия по обустройству трасс в соответствии с лучшими мировыми практиками, российскими правилами и нормами безопасности. Необходимо также обеспечить контроль за состоянием трасс, инфраструктуры и оборудования, проводить регулярное техническое обслуживание. Не менее значимо обеспечить защиту от лавин и опасных природных явлений, наладить работу спасательных служб и гарантировать доступность медицинской помощи. Важными аспектами являются обучение, аттестация и повышение квалификации персонала, а также своевременное информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности. Перспективным направлением в сфере безопасности является применение искусственного интеллекта.   

Ключевые слова:
горнолыжный курорт, безопасность, горнолыжная трасса, лавинная опасность, спасательная служба, обучение персонала, искусственный интеллект   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-877-146-171

Введение. Динамика развития горнолыжной индустрии в России характеризуется значительным ростом туристического потока и увеличением количества горнолыжных комплексов и баз [2, 11, 15, 18, 19, 20, 22]. За последние годы туристический поток на российских курортах вырос с 4,5 до более 6 миллионов человек в год. В России действует около 300 горнолыжных комплексов и баз с различной инфраструктурой, а также около 1400 горнолыжных трасс и 800 канатных дорог. Одним из ключевых требований дальнейшего успешного развития отрасли является обеспечение безопасности на национальных горнолыжных курортах [3, 4, 11, 12, 21]. Это важно по следующим причинам:Защита здоровья и жизни отдыхающих. Реализация требований безопасности предотвращает несчастные случаи, связанные с травмами, падениями и столкновениями с другими катающимися. Это помогает сохранить здоровье и жизнь отдыхающих.Соблюдение законодательства. Соблюдение правил и норм безопасности является обязательным для горнолыжных курортов и обеспечивает соответствие законодательству.Создание приятной атмосферы. Безопасность способствует созданию приятной атмосферы на курорте, привлекая больше посетителей и увеличивая доходы.Улучшение репутации курорта. Безопасный курорт привлекает больше посетителей, что улучшает репутацию курорта и увеличивает его популярность.Удовлетворение потребностей клиентов. Безопасность удовлетворяет потребности клиентов, обеспечивая комфортное и приятное катание, что способствует повторным посещениям и положительным отзывам.Руководство горнолыжного курорта должно проводить следующие мероприятия по обеспечению безопасности:Выполнить комплекс мероприятий по обустройству трасс в соответствии с лучшими мировыми практиками, российскими правилами и нормами безопасностиСледить за состоянием трасс, инфраструктуры и оборудования, проводить регулярное техническое обслуживание.Обеспечить защиту от лавин и опасных природных явлений. Организовать работу спасательной службы и обеспечить доступность медицинской помощи. Обучать, аттестовывать и повышать квалификацию персонала для обеспечения требуемого уровня безопасности. Обеспечивать своевременное информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности.Комплекс мероприятий по обустройству трасс [7, 8, 10].Горнолыжная трасса — это спуск со склона, открытый для лыжников или сноубордистов, построенный, размеченный, оборудованный, обслуживаемый, патрулируемый и защищаемый от горных опасностей руководством горнолыжного курорта.Горнолыжный маршрут — это спуск со склона, открытый для лыжников или сноубордистов, построенный, размеченный и защищаемый от горных опасностей (лавин), но не оборудованный и не всегда патрулируемый. Горнолыжный путь для зимних видов спорта – это размеченный и открытый путь, предназначенный для катания на лыжах и сноуборде, представляющий собой участок спуска или соединение горнолыжных трасс.Остальные зоны горнолыжной территории – это зоны для фрирайда, не находящиеся под наблюдением.Рассмотрим варианты классификации трасс [14]. Швейцарская классификация представляется особенно актуальной для России. Ее основные преимущества заключаются в том, что имеются только три цвета трасс («черные», «красные» и «синие»), которые понятны посетителям. Отсутствие «зеленых» трасс позволяет не предлагать такой тип трасс в зоне, поскольку реальная обстановка редко позволяет реализовать это на практике. Это также ограничивает ответственность оператора. Взамен «зеленых» трасс на горнолыжной территории эффективно создавать четко обозначенные зоны для начинающих или другие с въездными воротами.Идея маршрута интересна, поскольку четко определяет обязанности оператора, ограничивая его вмешательство в центральную разметку, защиту от лавин и удаление искусственных препятствий. Это безопасная зона фрирайда, которую можно открывать или закрывать.Основным критерием является топография. Классификация сложности производится в нормальных условиях. Посетители должны быть в курсе, что неблагоприятные погодные и снежные условия повышают сложность трассы. Менее сложная трасса должна иметь отклонение (выход) на более сложную трассу. От французской системы следует сохранить необходимость разграничений с названием трассы и нумерацией от нижней к верхней части трассы, что облегчает определение места происшествия. Простыми и эффективными являются также используемые во Франции флуоресцентные маркеры на верхней части опор справа от трассы.Разъяснение разметки, основных знаков и дизайна трасс при помощи цветов следует обязательно включить в карты, располагаемые в исходной точке основных подъемников курорта, и на карте трасс, последовательно на всех информационных носителях.Принципы маркировки лыжных трасс, маршрутов и дорожек.Лыжные трассы, маршруты и дорожки должны быть четко обозначены и защищены от возможных опасностей в горах. Маркировка служит двум целям: обеспечивает безопасность и помогает ориентироваться на территории курорта.Склоны, маршруты и лыжные дорожки маркируются таким образом, чтобы посетители могли легко найти дорогу к нижней станции подъемника или к курорту, даже если видимость плохая. Любой посетитель на верхней станции подъемника должен понять, какие типы склонов (лыжные трассы или маршруты) ему доступны и каков их уровень сложности. В соответствии с классификацией склоны маркируются синими, красными или черными столбами. Каждая сторона склона маркируется, маркировка одинакова для всей объединенной зоны катания. В верхней части столбов, расположенных справа от спуска, есть флуоресцентная полоса. Это позволяет посетителям понять, где находятся границы спуска, даже если видимость плохая. Система маркировки подробно описана в брошюрах, лыжных картах и на информационных стендах, предоставленных администрацией курорта. Лыжные маршруты маркируются желтыми столбами, расположенными посередине маршрута. Все критические места лыжных трасс (пересечения, развилки) должны быть четко обозначены, при необходимости — специальными знаками. Круговые разграничения с названием лыжной трассы и числами от основания до вершины спуска располагаются по одну сторону спуска (заменяя столб), чтобы знак всегда был виден (при нормальных условиях видимости). На этих круговых разграничениях должен быть указан номер телефона неотложной спасательной службы курорта.Система маркировки должна контролироваться и поддерживаться в рабочем состоянии в течение всего сезона, а также специально проверяться после расчистки и снегопада.Определение границ горнолыжной зоны и зоны фрирайда.Создание безопасных и размеченных маршрутов — оптимальный вариант. Они предназначены только для опытных лыжников и сноубордистов. За пределами размеченных зон оператор не обязан обеспечивать безопасность и не несёт ответственности.Необорудованные трассы доступны и используются под личную ответственность посетителей. Лыжные патрули будут предотвращать доступ в опасные зоны, например, из-за риска схода лавины или работ обслуживающего персонала курорта (провоцирование схода лавин, перемещение снегоуборочных машин лебёдкой и т. д.).Демаркационные и информационные панели должны быть логичными, чтобы посетители случайно не попали на «дикую» трассу или в зону фрирайда. В опасных местах нужно размещать жёлтые предупреждающие знаки с текстом: «Дальше вы катаетесь самостоятельно — зоны не размечены, не контролируются, есть риск (схода лавины, провала в трещину, падения со скалы и т. д.)». Границы размеченных трасс можно обозначать естественными преградами, например, опушками леса, насыпями и т. п., чтобы меньше использовать специальное оборудование.Каждый оператор горнолыжной зоны должен иметь систему указателей с понятной информацией для защиты и инструктажа посетителей. Указатели должны быть видны в кабинах канатных дорог и легко читаемы при обычной видимости, а также освещены для ночных посетителей.Важным аспектом обустройства трасс является установка заградительных сооружений:Ветрозащитные барьеры. Древесина является наиболее распространенным материалом для создания ветрозащитных барьеров. Ее основное преимущество — цена. Деревянные заборы — самое дешевое, экологичное и прочное решение.Сети. Производители сетей наладили серийный выпуск снеговых заборов из пластиковых материалов. Их преимуществом является мобильность, то есть простота переноса по стратегическим зонам. Однако сети являются более дорогостоящими и менее прочными по сравнению с деревянными заборами. Обычно используют два типа сетей высотой 100 см или150 см. Живые снеговые заборы. Третьим вариантом является посадка деревьев (елей или других хвойных деревьев) в стратегических зонах для создания снегового барьера. Не следует использовать лиственные деревья по очевидным причинам. Основным недостатком является время, необходимое для получения эффективного барьера. Снеговые заборы. Для того чтобы удерживать снег на леднике, где ветер бывает очень сильным, операторы горнолыжных территорий ставят снеговые заборы, создавая снеговые рвы при помощи снегоукладчиков. Это помогает удерживать снег в течение зимы для катания в летнее время. Предупреждение риска падения.На трассах должны быть обозначены крутые склоны, вертикальные обрывы и сложные участки. Для предотвращения падения лыжников необходимо установить специальные ограждения, например, барьеры и защитные сетки. Мосты и другие конструкции, предназначенные для упрощения маршрута, также должны быть оснащены системами защиты от падения. На лыжных трассах, проходящих по ледникам, необходимо обозначить наличие трещин. Участки трасс, которые проходят над зонами трещин, должны быть оборудованы специальной системой защиты от падения. Контроль и обслуживание трасс, инфраструктуры и оборудования при эксплуатации.Модель обслуживания и контроля трасс.Осмотр и техническое обслуживание трасс в зимний период должно быть постоянным и соответствовать изложенным законодательным требованиям и ожиданиям клиентов [1]. Обучение персонала, назначенного для выполнения этой задачи, необходимо адаптировать соответствующим образом. Должны быть введены строгие правила относительно перемещения снегоуборочных машин и снегоходов. Снегоходы, которые разрешается использовать на трассах в течение дня (в частности, для аварийно-спасательных служб), должны оснащаться оборудованием, которое позволит пользователям обнаружить такие транспортные средства, а также обеспечит безопасность водителей (сирена, устройства световой сигнализации, ремешок на запястье для аварийного выключения двигателя, заступ торможения отката). Предупреждение рисков.Для эффективного использования лыжных трасс необходимо поддерживать их в хорошем состоянии в течение всего дня [5, 9]. Следует обозначать и ограждать неподвижные препятствия, такие как фундаменты, пилоны, снежные пушки, сети, насыпи, пни и деревья, узкие проезды, скалы и откосы, чтобы они не представляли опасности для лыжников и сноубордистов. Эти препятствия должны быть, по крайней мере, маркированы и ограждены защитными покрытиями или другими приспособлениями.Обязательства по обеспечению безопасности должны распространяться на лыжную трассу и двухметровую полосу с каждой стороны от неё. Если трасса расширяется, территория действия обязательств по обеспечению безопасности также увеличивается. Обслуживание также включает инфраструктуру лыжной трассы, такую как тоннели и мосты.На лыжных маршрутах необходимо устранить или должным образом маркировать помехи, вызванные деятельностью человека рядом со столбами. Однако лыжники должны учитывать наличие природных немаркированных препятствий. Маркировка и обозначение должны контролироваться и на лыжных маршрутах.Трассы должны ежедневно готовиться к использованию снегоуборочными машинами, особое внимание следует уделять зонам для начинающих. Повторная расчистка во время обычных часов открытия не обязательна и даже не рекомендуется.Кочки на трассе должны оцениваться в зависимости от сложности трассы и позиции курорта. Участки с замерзшим снегом или недостатком снега требуют особого ухода и внимания со стороны персонала. Необходимо принять соответствующие меры, чтобы избежать несчастных случаев.Если стандартные снегоуборочные машины не используются вне расписания обычного открытия горнолыжного курорта, следует принять специальные меры: временно закрыть лыжную трассу, проинформировать посетителей и обеспечить надзор с помощью лыжных патрулей, а также использовать специальные средства, такие как баннеры и осветительные системы.Барабанные машины можно применять только тогда, когда лыжная трасса и прилегающая территория закрыты. Опасные участки следует обозначить с помощью приспособлений желто-черного цвета, таких как столбы, баннеры или знаки. Размещение рекламы на знаках, указывающих на опасность, запрещено. Знаки, предупреждающие об опасности, устанавливают и убирают в зависимости от существующих в данный момент очевидных рисков. Тоннели и узкие проезды должны быть отмечены знаком, предупреждающим об опасности.Места пересечения лыжных трасс необходимо обозначить специальным знаком, а сам участок обезопасить с помощью системы ограничения скорости, которая может быть организована в виде зигзага. Если на этапе проектирования зоны катания невозможно полностью исключить пересечения с дорогой общественного транспорта или канатным подъёмником, эти места должны быть обозначены знаком, предупреждающим об опасности, и защищены системой ограничения скорости.Открытие и закрытие трасс: процедуры, безопасность и ответственность.Обязанность по обеспечению безопасности оператора горнолыжного курорта действует в течение всего периода работы подъемников. Менеджер трасс (или начальник службы безопасности) отвечает за открытие и закрытие трасс, опираясь на работу лыжных патрулей, а также руководителей секторов. Он принимает решение на основе фактов и своего профессионального суждения, особенно при рассмотрении рисков схода лавин, укладки снега, результатов проверок состояния демаркации трасс лыжными патрулями, отсутствия ловушек на трассах и наличия необходимого оборудования для обеспечения безопасности. Настоятельно рекомендуется проведение контроля всех трасс лыжными патрулями перед их открытием.Распространение информации и отслеживание всех элементов, относящихся к открытию и закрытию трасс, имеет первостепенное значение с точки зрения информирования посетителей и при установлении ответственности за несчастные случаи. Поэтому крайне важно организовать и обеспечить сбор всех этих данных в режиме реального времени по модели «командного центра» или «диспетчерской», которая отвечает за выполнение данной задачи на французских курортах.Трасса должна быть закрыта, если безопасность пользователей больше не гарантируется. В середине дня закрытие трассы осуществляется при помощи сетки, перекрывающей вход, и баннера достаточного размера с надписью «Трасса закрыта». В конце дня, после остановки подъемников или закрытия трассы руководитель службы безопасности и его сотрудники должны удостовериться, что на трассах никого не осталось. Проводится окончательная проверка трассы. С учетом размера горнолыжного курорта, в дополнение к лыжным патрулям, в решении этой задачи могут помогать и другие компетентные сотрудники, оснащенные переговорными устройствами.Начальник службы безопасности должен убедиться в том, что менеджеры горных ресторанов и организаторы мероприятий были осведомлены и полностью осознают свою ответственность в отношении безопасного спуска своих посетителей вне обычных часов работы горнолыжного курорта, и подтвердить это в письменной форме.Внедрение современных технологий искусственного интеллекта (ИИ) позволит значительно повысить уровень безопасности при обустройстве, контроле и обслуживании трасс, инфраструктуры и оборудования в процессе эксплуатации благодаря использованию [13, 17]:анализа данных (ИИ обрабатывает информацию с камер и отправляет данные о любых нештатных ситуациях на рабочее место оператора ситуационного центра в виде тревожного сообщения с указанием места опасности),системы обнаружения опасных ситуаций (ИИ способен обнаруживать забытые и подозрительные предметы, фиксировать случаи вандализма, кражи имущества и конфликты),контроля состояния канатных дорог (ИИ анализирует данные о наклоне деревьев, состоянии канатных дорог и подъёмников, а также отслеживает движение подъёмников).удалённого мониторинга и диагностика оборудования (ИИ анализирует данные с датчиков и выявляет возможные проблемы на ранней стадии, что позволяет предотвратить аварии и дорогостоящий ремонт).Защита от лавин и опасных природных явлений.Первостепенное значение имеет стратегическое планирование всей системы защитных сооружений, особенно от лавин [11]. Это является наиболее актуальной задачей. Требуется превентивный подход к контролю над стихией с использованием всех доступных методов и комбинации разных подходов. Это поможет предотвратить негативные последствия неправильного управления рисками схода лавин.Европейский опыт [1, 14] свидетельствует о том, что стоимость мероприятий по предупреждению стихийных бедствий потенциально ниже экономических убытков от закрытия курорта, прерывания обслуживания клиентов, ущерба, разрушений и даже летальных случаев. Для установки защитных сооружений необходим квалифицированный персонал. На начальном этапе строительства определяются ключевые аспекты, после чего, по мере углубления в процесс и получения дополнительной информации, в проект постепенно вносятся коррективы. Для достижения оптимального уровня безопасности требуется слаженная работа всех участников: представителей власти, собственников, инвесторов и менеджеров.Безопасность всегда стоит на первом месте, поэтому ключевой баланс достигается через соотношение времени и эффективности, эффективности и безопасности пользователей, удобства пользователей и инвестиционных затрат на системы удалённого мониторинга и постоянные защитные системы. Помимо устранения риска схода лавин, представляющего угрозу для инфраструктуры, необходимо учитывать возможность схода лавин, которые потенциально могут достичь и обустроенных горнолыжных трасс.Оптимальным подходом к управлению повседневными ситуациями является участие людей — ключевого элемента системы безопасности. Этот процесс должен опираться на правильную организационную структуру (противолавинные защитные системы), ресурсы (защитные системы, персонал), знания (информация о погоде и прогнозы), опыт и подготовку. Иначе говоря, новому горнолыжному курорту на начальных этапах (ещё на стадии строительства) потребуется противолавинная команда, состоящая из подготовленных и опытных специалистов (их квалификация постоянно растёт) под руководством квалифицированных и ответственных сотрудников, отвечающих за безопасность и имеющих все необходимые полномочия для принятия решений. Эта команда будет интегрирована в операционный состав лыжного курорта вместе с лыжными патрулями, спасателями и снегоуборщиками и не должна подчиняться внешним структурам.В связи с этим можно предложить следующие основные рекомендации:Разработка проектов новых территорий, интегрируемых в лыжный курорт, должна осуществляться в рамках общего плана управления для координации и оптимизации ресурсов безопасности, включая меры по предотвращению стихийных бедствий.Законодательно требуется проведение обязательного анализа всех возможных стихийных бедствий и угроз до начала строительства канатных дорог. Это исследование должно выполняться опытными специалистами-противолавинщиками, которые выполнят необходимые этапы работ: историческое обоснование, полевые наблюдения и интерпретацию результатов, а также цифровое моделирование для количественного определения нагрузок. Затем это исследование должно быть утверждено соответствующими органами, а его реализация должна контролироваться в процессе реализации проекта.Необходимо обеспечить строительство безопасной зоны для снегонакопительных резервуаров, так как они являются специфическими структурами, потенциально опасными для расположенных ниже конструкций. Обычно уровень безопасности повышается для избежания комбинированной угрозы «лавина + паводок». В отношении лыжных подъёмников законодательно требуется проведение специального анализа природных явлений специалистами-противолавинщиками. Этот анализ должен быть подкреплён требованиями к водопользованию.Учитывая, что Россия и бывший СССР на протяжении длительного времени занимались изучением лавин, необходимо провести анализ существующих баз данных и карт, определить их актуальность, формат и области исследования. Это позволит обновить и расширить систему мониторинга лавин, а также создать более полную базу данных, включающую информацию о наиболее динамично развивающихся горнолыжных зонах и горных регионах. Ключевые аспекты такого анализа:Определение ответственных лиц и ключевых участников процесса.Установление порядка наблюдения, обеспечивающего однородность, последовательность и достоверность данных с использованием современных технологий, таких как ГЛОНАСС, ГИС и другие.Разработка требований к созданию цифровой топографии, включающей наблюдение за максимальными случаями спуска лавин.Проведение экспертной оценки потенциальных спусков лавин, что даст дополнительные преимущества.Создание обширной базы данных, содержащей информацию обо всех рассмотренных случаях, включая фотографии, отчёты об ущербе и прочее.Чётко определённое пороговое значение допустимого риска имеет большое значение для разработки защитных сооружений и методов смягчения последствий. Эти параметры должны соответствовать российским техническим стандартам и аналогичным международным нормам, таким как Еврокод (Eurocode) [14].Уровни риска следует соотносить с различными типами конструкций, такими как опоры подъёмников, станции подъёмников и инфраструктура курорта. Важно правильно классифицировать нагрузки в зависимости от их характера (переменные, случайные и т. д.).Данные, используемые для создания карт лавиноопасных зон, должны быть актуальными и постоянно обновляться, так как они служат основой для прогнозирования погоды и оценки опасности схода лавин.Для специализированных проектов и разработки горных систем, таких как Северо-Кавказская, необходимо разработать систему прогнозирования, оповещения и спасения. Оптимальным решением является использование автоматических метеостанций, размещённых в соответствии с рельефом местности и географическим положением. Также возможно прямое подключение веб-камер для мониторинга погодных условий и состояния склонов.Совершенствование систем и механизмов для принудительного спуска лавин требует сосредоточения усилий и освоения новых технологий. Использование взрывчатых веществ является ключевым фактором для искусственного обрушения лавин, однако местные организации должны принимать решения на местах.Приоритетной задачей является обеспечение долгосрочного использования ручных зарядов в рамках действующего законодательства. Ручной заряд системы «Секубекс®» может служить хорошим компромиссом в российских условиях, учитывая простоту требований к хранению.Сертифицированные системы для спуска лавин уже доступны на российском рынке, и для повышения эффективности процесса выбора подходящих систем необходимо усовершенствовать процедуру составления перечня возможных вариантов, чтобы избежать корректировок после утверждения.Выводы.Динамика развития горнолыжной индустрии в России характеризуется значительным ростом туристического потока и увеличением количества горнолыжных комплексов и баз.Одним из ключевых требований дальнейшего успешного развития отрасли является обеспечение безопасности на национальных горнолыжных курортах.Для достижения этой цели проанализирован опыт лучших зарубежных курортов и разработаны рекомендации для его использования на российских горнолыжных комплексах. С учетом лучших мировых практик реализован комплексный подход, включающий мероприятия по обустройству трасс, мониторингу их состояния, проведению регулярного технического обслуживания инфраструктуры и оборудования, защите от лавин и опасных природных явлений, работе спасательной и медицинской служб, обучению, аттестации и повышению квалификации персонала, а также информированию посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности.Перспективным направлением в сфере безопасности является применение современных технологий искусственного интеллекта. Внедрение этих технологий позволить повысить уровень безопасности, оптимизировать работу и снизить расходы, делая горнолыжный курорт более конкурентоспособным и привлекательным для отдыхающих.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Риофрио Солнцева К.С.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ // Вестник науки №8 (77) том 3. С. 146 - 171. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17036 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17036



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.