'
Хмель А.С.
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в работе проведен анализ современной системы регулирования туризма в Российской Федерации и ее инструментов. Приведены предложения по модернизации инструментов регулирования туризма и внедрении новых технологий и методик.
Ключевые слова:
туризм, государственное регулирование, цифровизация, информатизация, брендинг городов, развитие регионов
Государственное регулирование туризма представляет собой комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития отрасли, защиту прав и интересов туристов, а также обеспечение безопасности и качества предоставляемых услуг. Оно осуществляется через специальные инструменты, в основном носящие нормативный характер: законодательство, государственные программы и проекты, а также деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. [2]В системе инструментов государственного управления туризмом существуют определенные проблемы, требующие решения. Прежде всего, это несовершенство законодательства о туризме, включая вопросы защиты прав потребителей и ответственности туроператоров. Необходимость доработки и модернизации законодательства в связи с внешнеполитическими факторами. Проблемы с соблюдением законодательства на практике.Также наблюдаются инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, финансовые, экологические и политические трудности.Основой современных научных исследований в области туризма являются труды зарубежных ученых Э. Кохена, Р. Бархлайтнера, Р. Флориды, А. Т. Пауля, Т. Берноу и К. Уарда, которые рассматривают туризм и инструменты регулирования данной сферы с социологической, экономической, культурологической и, в некоторой степени, политической точки зрения.Изучив законодательную базу в сфере туризма и проанализировав нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу, что действующий в данный момент основной закон для сферы туризма в Российской Федерации - федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, утратил актуальность и требует модернизации и доработки. В нем не учтена текущая внешнеполитическая ситуация, изменения в отрасли, которые повлек за собой вирус COVID-19, а также настоящий уровень развития науки и техники, а конкретно цифровизация процессов в сфере туризма. [1]Формируя синтез туристической политики стран по отношению к России, можно прийти к выводу, что попасть в Европу россиянам стало сложнее и дороже. Страны ЕС поставили на паузу упрощенный визовый режим с Россией. При этом некоторые государства уже не пускают россиян — Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Польша и Финляндия закрыли границы для российских туристов. Многие другие государства ввели ограничения для россиян.Также, сравнивая туристическую политику России и других стран, прослеживается необходимость внедрения маркетинга территорий для регулирования и распределения туристического потока.Вышеперечисленные факторы позволяют внести предложения по повышению эффективности государственной поддержки развития туризма и функционированию ее инструментов.Прежде всего, нужно сделать упор на информатизацию в управлении отраслью. Правильной тактикой со стороны государства будет помочь профинансировать и широко распространить такие инструменты управления сферой туризма, как:1.Онлайн-бронирование и планирование путешествий2. Мобильные приложения3. Виртуальная и дополненная реальность4. Аналитика данных и персонализация5. Экологическая устойчивость и социальная ответственностьТакже рекомендуется начать активные разработки в сфере формирования бренда городов.В настоящее время в России наблюдается рост межтерриториальной конкуренции: регионы находятся в поле конкуренции друг с другом за инвестиции, внимание и лояльность федеральной власти, привлечение квалифицированной рабочей силы и другие ресурсы развития. В таких условиях возрастает роль позиционирования, позволяющего территории привлекать и наращивать капитал. [6]Брендинг в данной ситуации является ключевым инструментом как продвижения городов на туристической арене внутри страны, так и продвижения России на мировом рынке туризма.Целью территориального позиционирования является выделение ключевых характеристик региона, а в некоторых случаях и создание четких ориентиров, указывающих на территориальную особенность региона. Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают одну территорию от других, обозначить ее конкурентные преимущества, определиться с ее перспективными брендами, и в итоге сформировать бренд территории. [7]В первую очередь, процесс брендинга заключается в его стратегическом планировании, а соответственно и в его постоянных изменениях, учитывающих потребительские предпочтения. Бренд ориентирован преимущественно на внешних по отношению к нему субъектов и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития.При создании бренда территории стоит уделить внимание «внутреннему влиянию» бренда, направленному на развитие цивилизованных социально экономических отношений среди жителей территории, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины». Ввиду этого бренд территории должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять своеобразную культурно идеологическую функцию, объединяя население территории для выполнения общих задач.При применении инструментов регулирования туризма следует также сделать упор на развитие регионов, а не столиц.В России сегодня более 800 городов с населением менее 50 тысяч человек и 240 городов с населением от 50 до 250 тысяч человек, в которых живет более четверти всего населения страны. Долгие годы они оставались вне внимания федерального центра и в основной своей массе находились в состоянии медленного угасания. Дефицит финансирования и особенности межбюджетных отношений привели к серьезному ухудшению инфраструктуры, включая жилой фонд, транспорт, ЖКХ и здравоохранение, а также культурные и спортивные объекты.Для развития городов и отдельных направлений сейчас применяются такие инструменты, как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные и народные облигации, специальные казначейские займы, происходит сокращение бюрократических барьеров для реализации частных проектов. [5]Но корпоративные социальные инвестиции играют важнейшую роль и зачастую охватывают самые широкие сферы, не ограничиваясь благоустройством и развитием городской среды.Подводя итоги, мы можем заявить, что многонациональность и многоконфессиональность нашей страны – огромное преимущество. Продвигая культуру народов, мы создаем широкий выбор для маршрутов внутреннего туризма. Благодаря обширным территориям и разнице в климатических условиях между регионами также обеспечивается вариативность туристических продуктов.Не выезжая за пределы Российской Федерации можно заниматься серфингом и кататься на лыжах, знакомиться с устным народным творчеством и множеством ремесел, наблюдать за традициями и обычаями и примерять сотню национальных костюмов.Но всё это требует упорядочивания и продвижения в виде сформированных туристических программ – туров и маршрутов.
Номер журнала Вестник науки №8 (77) том 4
Ссылка для цитирования:
Хмель А.С. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №8 (77) том 4. С. 29 - 34. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17040 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*