'
Горохов Д.С.
КИНО КАК ЗЕРКАЛО ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИВАТНОСТИ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ЖАНРА SCREENLIFE *
Аннотация:
в данной статье предпринимается попытка осмысления нового киножанра screenlife, анализируется его жанровые характеристики, а также возможности иллюстрации современных трансформаций в приватной сфере человека
Ключевые слова:
приватность, кино, новые медиа, коммуникация, screenlife
Стремительное развитие новых медиа усиливает степень проникновения виртуальной реальности во все средства массовой коммуникации, в том числе и в кино. Следуя нога в ногу с техническим прогрессом, современный человек, вольно-невольно, все глубже погружается в пучину виртуальной реальности. Безусловно, существует множество преимуществ такого вовлечения в неизведанное. Колоссальная экономия времени, средств и усилий для достижения каких либо целей практически в любых сферах жизнедеятельности человека. Это может быть и межличностное общение, и самообразование, и сферы бизнеса. Однако следует понимать, что расширяя границы своей вовлеченности в виртуальную реальность посредством использования все более широкого спектра технических средств, мы в той или иной степени открываем доступ посторонних к приватному, личному пространству. Непосредственной демонстрацией этого служат фильмы жанра скринлайф. Термин «screenlife» происходит от термина «screencast», означающего цифровую запись информации с экрана компьютера. Screenlife ― это новый жанр кино, в котором все действие фильма происходит на экране компьютера. Его создателем считается казахстанский кинорежиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов. Как рассказывал он сам, идея нового жанра пришла к нему в голову, когда он беседовал с дизайнером по Skype. Во время разговора его собеседник «поделился» с Бекмамбетовым своим экраном. Обсудив рабочие вопросы, дизайнер забыл выключить трансляцию своего экрана. Бекмамбетов стал невольным свидетелем цифрового поведения другого человека: параллельно с разговором, дизайнер набирал сообщения, проверял почту, искал что-то в интернете [1]. Любое художественное произведение ― это форма диалога автора с читателем. Такой диалог предполагает некую «конвенцию о жанре». По мнению В. Шкловского, «жанр – конвенция, соглашение о значении и согласовании сигналов. Система должна быть ясна и автору, и читателю. Поэтому автор часто сообщает в начале произведения, что оно роман, драма, комедия, элегия или послание. Он как бы указывает способ слушания вещи, способ восприятия структуры произведения» [2, с. 220.]. Как и другие художественные жанры, в диалоге автора и зрителя скринлайф имеет свои конвенции. Это единство места, времени и звука. Первая конвенция ― единство места. В фильмах скринлайф действие происходит в виртуальной реальности и показывается только с помощью экранов. Фильм всегда заключен в экранные рамки и никогда не выходит за их пределы. Любой визуальный элемент, который появляется на экране, должен соответствовать правилам жизни в виртуальном пространстве. Зритель должен четко понимать, откуда именно происходит действие. Движения камеры должны быть стилизованы под движения камеры цифрового гаджета и полностью соответствовать канонам виртуальной реальности. Любое отклонение «ломает» форму фильма, делая все происходящее «неправдивым». Вторая конвенция ― единство времени. Действие фильма происходит в режиме реального времени ― здесь и сейчас. Хотя материал снимается дробно, сам фильм монтируется без каких-либо видимых переходов (как при съемке единым кадром). Так, в скринлайф фильмах этап монтажа становится ключевым, отодвигая на второй план как саму съемку (она подчиняется монтажным правилам), так и этап написания сценария (нет необходимости записывать каждое движение курсора).
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Горохов Д.С. КИНО КАК ЗЕРКАЛО ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИВАТНОСТИ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ЖАНРА SCREENLIFE // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 223 - 226. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1707 (дата обращения: 24.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*