'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  98 просмотров

Лскавян К.Т.

  


ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ *

  


Аннотация:
данная тема посвящена проблемам, с которыми могут столкнуться организации при внедрении бюджетирования. Рассмотрены этапы бюджетирования, необходимые для внедрения системы бюджетирования на предприятии. Выявлены перспективы развития бюджетирования.   

Ключевые слова:
бюджетирование, внедрение бюджетирования, недостатки бюджетирования   


В настоящее время особую актуальность приобретает разработка и внедрение системы бюджетирования на предприятии. Так, бюджетирование является центральным моментом всего процесса управления предприятием. Необходимость бюджетирования, как эффективной системы финансового планирования осознана и требует лишь отлично проработанной методики постановки и внедрения на основе имеющегося опыта российских и зарубежных компаний. Однако стоит отметить, что российские компании имеют незначительный опыт применения бюджетирования, а в основном находятся на стадии разработки и внедрения данной системы.Для того чтобы внедрить систему бюджетирования на предприятии, необходимо реализовать этапы бюджетирования, представленные на рис. 1.На первом этапе следует определить для чего необходима система бюджетирования на предприятии и каким образом она будет функционировать. Далее на втором этапе необходимо провести анализ организационной структуры, изучить хозяйственную деятельность компании по всем отдельно взятым отделам, участкам, службам. По результатам проведенного анализа определяется статус каждого структурного подразделения в плане формирования на его основе центра финансовой ответственности.Рис.1. Этапы подготовки и внедрения бюджетирования.Затем на третьем этапе необходимо определить состав и основные элементы бюджетов и их существенные возможности. В этом случае важно продумать структурную организацию бюджетов таким образом, чтобы добиться личной ответственности за каждый бюджет. При идеальном варианте каждый бюджет должен быть закреплен за одним центром финансовой ответственности.«Потом на четвертом этапе следует на математическом уровне выявить взаимозависимости бюджетных показателей. Тщательно прописать экономический смысл исходных данных» [3]. На пятом этапе после выполнения можно будет точно определить кто, что и когда делает при составлении бюджета и контроле его выполнения. Бюджетный регламент определяет сроки и процедуры согласования бюджетов с указанием ответственных лиц. На шестом этапе происходит внедрение программного продукта системы бюджетного управления.И на последнем этапе необходимо, чтобы персонал организации детально изучил каждый пункт программного продукта. Успешная реализация проекта и внедрение системы бюджетирования позволит работникам организации сократить трудозатраты.«Результатом внедрения системы бюджетирования будет являться достижение тех целей, которые поставлены перед организацией в целом и перед различными менеджерами или отделами в частности. Результатом успешного внедрения может являться повышение эффективности деятельности компании» [6, с.26].Несмотря на то, что внедрение бюджетирования в ряде российских компаний дает множество положительных результатов, опыт показывает, что данный процесс связан с множеством трудностей и проблем. При формировании системы бюджетов необходимо учитывать некоторые важные замечания. Во-первых — это цели, преследуемые собственником, то есть, что ему хотелось бы получить от бизнеса, во-вторых это проблемы компании, в-третьих — ее возможности при условии функционирования наряду с внешней конкурентной средой. Следовательно, проблемы бюджетирования нужно рассматривать в их взаимосвязи с проблемами компании.Самым, наверное, главным недостатком бюджетирования является его дороговизна. Эффективность системы бюджетирования определяется детальностью и точностью отображения информации по всем отделам предприятия, так же необходимо постоянная корректировка бюджетов, так как возможна потеря актуальности представленных данных. Следовательно, необходимо создание отдела бюджетирования, в котором будут задействованы специалисты в данной конкретной области. А это означает, что на бюджетирование придется потратить не малое количество материальных ресурсов предприятия.«Проблема несоответствия реальных целей компании и цели бюджетирования, может возникнуть уже на первом этапе внедрения бюджетирования, разработка стратегии предприятия и постановка целей» [1, с.126].Отсутствие методики точного планирования также является проблемой внедрения бюджетирования. В настоящее время наработано множество методик планирования показателей, методов их прогнозирования, но проблема в том, что применяя их, компания не может достигнуть точного результата. «Важно, чтобы в разработке своей бюджетной системы компания по максимуму учитывала условия своего функционирования и факторы, которые могут на нее повлиять» [8, с.171].«К недостатку бюджетирования относится также построение бюджетов на основе показателей прошлых периодов с корректировкой. Все это приводит к тому, что на предприятие перестают думать об эффективности и инновационном развитии, тем самым процессы производства и управления идут на спад. Это может вызвать торможение роста стоимости предприятия, а впоследствии может губительно сказаться на ее деятельности» [4].Основной проблемой при выстраивании бюджетов является человеческий фактор. А это уже зависит от порядочности персонала компании. Так менеджер может воспользоваться ситуацией и занизить цели, поскольку данный специалист может заложить в бюджет больше расходов и меньше доходов.«На этапе исполнения бюджетов может возникнуть проблема задержки передачи данных и проблема недостоверности информации. Результатом возникновения такой проблемы может являться невыполнения плана по бюджету» [2, с.128]. На следующем этапе контроля и регулирования исполнения возникает проблема недостаточности контроля и мониторинга бюджета. При анализе исполнения бюджетов проблемой может стать недостаточность или нерегулярность анализа, что приводит к неверной оценке достигнутых результатов.«Еще одним последствием может быть перекладывание ответственности сотрудниками друг на друга: так как отдельные функциональные бюджеты содержат показатели, за выполнение которых несут ответственность менеджеры нескольких центров ответственности, в случае возникновения значительного отклонения факта от плана у сотрудников может появиться желание разделить эту ответственность или полностью переложить ее на своего коллегу» [5].Изучив все вышеперечисленные проблемы внедрения бюджетирования необходимо сказать, что большую работу нужно проводить с персоналом предприятия, а именно рассказать обо всех его преимуществах, охарактеризовать каждую составляющую бюджетирования, то есть вовлечь персонал в данный процесс. Необходимо разработать и внедрить в качестве нормативной базы некоторые стандарты бюджетирования, в которых будет прописаны принципы, технологии и этапы бюджетирования. Важным и непосредственным является как для руководителя предприятия, так и для сотрудников значение процесса бюджетирования, его цели, задачи и ориентированность.Несмотря на то, что процесс внедрения бюджетирования связан с множеством трудностей и проблем, бюджетирование имеет потенциал для дальнейшего развития и улучшения. Вот несколько перспективных направлений:- «Обучение и информирование граждан. Для повышения качества принимаемых решений гражданам может предоставляться специальное обучение и информация о процессах бюджетирования и управления государственными ресурсами. Это поможет гражданам лучше понимать сложности и особенности решений, а также позволит им грамотно оценивать предлагаемые проекты.- Внедрение технологий и онлайн-платформ. Внедрение современных технологий, таких как онлайн-платформы и мобильные приложения, может значительно упростить и улучшить процесс инициативного бюджетирования. Это позволит гражданам участвовать в принятии решений прямо из дома, что увеличит доступность и сократит затраты на организацию локальных собраний.- Усиление партнерства с неуправленческими организациями. Сотрудничество с неуправленческими организациями и общественными институтами может стать ключевым фактором в развитии инициативного бюджетирования. За счет совместной работы можно повысить качество принимаемых решений и гарантировать их социальную эффективность» [7].Таким образом, процесс внедрения бюджетирования на предприятия связан с множеством трудностей и проблем. При формировании системы бюджетов необходимо учитывать некоторые важные замечания. Учитывая, все возможные риски его внедрения и осознавая, что плюсы эффективно функционирующей, правильно выстроенной, желательно автоматизированной системы бюджетирования перекрывают все недостатки данной системы. Несмотря на некоторые сложности, бюджетирование имеет большой потенциал для улучшения качества принимаемых решений и укрепления связей между государством и гражданами. С правильной подготовкой, обучением и использованием современных технологий, бюджетирование может сделать государственное управление более открытым, прозрачным и тесно связанным с потребностями общества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лскавян К.Т. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ // Вестник науки №9 (78) том 1. С. 30 - 36. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17091 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17091



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.