'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  68 просмотров

Кликушина Д.Р.

  


ПРОЦЕСС ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные аспекты становления и развития саморегулируемых организаций в сфере несостоятельности (банкротства) в России, а также об особенностях института саморегулирования в ряде других государств.   

Ключевые слова:
СРО, арбитражные управляющие, банкротство   


Институт саморегулирования в России существует не одно десятилетие, учитывая тот факт, что появление саморегулируемых организаций в России можно считать заимствованием зарубежного опыта применения саморегулируемых организаций в жизни государства и общества. Стремление профессионалов к объединению в одно сообщество вполне объяснимо, как и стремление людей к объединению в целом. Именно поэтому профессиональные сообщества имеют достаточно глубокие корни в истории.Так, уже в средневековье создавались профессиональные объединения мастеров-ремесленников, пекарей, ткачей и других. Основная цель подобных объединений заключалась, по существу, не столько в защите прав и интересов участников этих объедений, сколько в более удобном для государства способе контроля за их деятельностью [8].Развитие института саморегулирования в России пришлось на эпоху правления Александра II, когда выделились объединения юристов: адвокатов и нотариусов, – а также объединения предпринимателей [9]. В следующем, уже в XX веке: как после революции, так и на протяжении всего советского периода вопрос о существовании саморегулирования практически не стоял, однако своеобразный образ саморегулирования оставался лишь за общественно значимыми профессиями, к которым относились юристы. Так, например, существовала обязательность членства в адвокатуре, которая была закреплена Законом СССР от 30 ноября 1979 г. №1165-Х «Об адвокатуре в СССР» [7].Саморегулируемые организации в России в современном виде начали формироваться только в девяностые годы двадцатого столетия, после образования современной России, и уже тогда образ саморегулирования являлся предметом дискуссий. По мнению А.В. Ромахина, в преимущество саморегулирования ставилось развитие конкуренции, повышение качества работы членов профессиональных объединений, а также диспозитивность и возможность экономии государством бюджетных средств [5].Со временем началась последовательная имплементация принципов саморегулирования и в иные сферы социальной и профессиональной деятельности. Так, в 2002 году в России был принят Закон о несостоятельности (банкротстве), положения которого предусматривали право назначать арбитражных управляющих и контролировать их деятельность, что было передано саморегулируемым организациям. Первые шесть свидетельств о присвоении статуса саморегулируемых организаций были выданы Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству. В марте 2003 года вступило в силу Постановление №100 от 14 февраля 2003 года, и далее свидетельства выдавало Министерство юстиции Российской Федерации [1]. Им был посвящен проект общего закона, который направлен на реформирование государственного аппарата с целью ограничения избыточного государственного контроля и необоснованного ведомственного вмешательства в сферу рыночных отношений [3].Определенный интерес представляет опыт, накопленный зарубежным законодательством, поскольку при разработке проекта Федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) в России использовался опыт применения закона о банкротстве, в частности, европейских стран. Так учитывался, в том числе, опыт Великобритании, что в свою очередь вызывало скепсис. Г.В. Левченко замечает, что третий вариант Закона о несостоятельности (банкротстве) был написан с использованием английского опыта. При этом отмечает следующее: «вызывает недоумение, как можно брать опыт государства с уже вековыми демократическими традициями и пытаться приживить его на нашей почве». По его мнению, особенно неясно, почему арбитражные управляющие, имеющие статус предпринимателей (до принятия закона «О саморегулируемых организациях»), должны обязательно объединяться в саморегулируемые организации [2].Также интересен факт, что согласно Закону Германии «О регулировании порядка производства по делам о несостоятельности» от 5 октября 1994 г. (положения о несостоятельности Германии, – так называемого Konkursordnung, с которого также производилась рецепция норм о несостоятельности в российское законодательство), не существует организаций, в которые должны были бы объединяться конкурсные управляющие. Между тем существуют другие организации, такие как: Палаты юристов, Палаты дипломированных бухгалтеров высшей квалификации и Палаты консультантов по вопросам налогообложения, членами которых в обязательном порядке являются все юристы, квалифицированные бухгалтера и консультанты по вопросам налогообложения [4].Анализ зарубежного законодательства свидетельствует, что членство в саморегулируемых организациях не во всех странах является обязательным, иное предполагало бы участие в саморегулируемых организациях как своего рода допуск к профессиональной деятельности и, как следствие, инструмент давления и возможных злоупотреблений по отношению к профессиональным управляющим, что, к сожалению, и происходит с арбитражными управляющими в России.По мнению авторов, с учетом существующих реалий, а также складывающихся тенденций относительно деятельности арбитражных управляющих, целесообразным этапом развития института саморегулирования в сфере антикризисного управления должен стать отказ от концепции главенства в правовом статусе саморегулируемой организации функций «работодателя», и, следовательно, отказ от обязательности членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих в целом. Мотив таких довольно радикальных предложений по изменению законодательства о банкротстве обусловлен следующим. Ранее Закон о несостоятельности (банкротстве) наделял саморегулируемые организации арбитражных управляющих полномочиями по отбору кандидатур управляющих и представлению их для утверждения арбитражному суду.Интересной представляется точка зрения Е.А. Суханова, который считает, что существует необходимость внесения изменений в действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) в части введения альтернативного способа участия независимого арбитражного управляющего, не являющегося членом саморегулируемой организации и зарегистрированного при арбитражном суде, что обосновывается тем, что у сторон арбитражного спора будут сохранены гарантии реализации права выбора кандидатуры арбитражного управляющего, представляемой к утверждению арбитражным судом [6]. Такое предложение позволит отказаться от обязательности членства в данных организациях и предложит альтернативную возможность профессионального объединения арбитражных управляющих без утраты должных гарантий у лиц, взаимодействующих с ними.Также представляется возможной реализация такой конструкции, при которой судом может утверждаться кандидатура управляющего не столько физического лица (отдельно взятого человека), сколько всей саморегулируемой организации в целом. Стоит отметить, что аналогичным образом в качестве управляющего должника утверждается целая организация при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций – банков. Так, в силу положений статьи 189.77 Закона о несостоятельности (банкротстве), конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов – государственная корпорация.В связи с чем следует признать необходимость дальнейшего развития законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях, и, соответственно, о несостоятельности (банкротстве) с учетом вышеперечисленных предложений. Данные изменения позволят повысить эффективность проведения «банкротных» процедур, добиться должной гибкости применения законодательства и дадут определенную свободу действий управляющих, так как следует признать, что строго ограниченные российским законом о несостоятельности рамки, в пределах которых должен действовать арбитражный управляющий, лишает его инициативности, интереса, развития, неординарного мышления.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кликушина Д.Р. ПРОЦЕСС ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В РОССИИ // Вестник науки №9 (78) том 1. С. 62 - 67. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17095 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17095



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.