'
Караев Э.Т.
ПРИНЦИП «НЕДЕЯНИЯ» В ТРАКТОВКЕ ЛАО-ЦЗЫ И ЧЖУАН-ЦЗЫ *
Аннотация:
данная статья посвящена анализу важнейшей даоской категории «у-вэй» («недеяние») в понимании Чжуан-цзы и Лао-цзы – двух виднейших идеологов даосизма. Это понятие в трактовке древнекитайских мыслителей отнюдь не означает «ничегонеделание». Недеяние – не делать ничего лишнего, только то, что необходимо сделать в данный момент. Недеяние – спонтанная активность, носящая естественный самопроизвольный характер, которому чуждо наличие каких-либо планов.
Ключевые слова:
даосизм, Лао-цзы, Чжуан-цзы, у-вэй, недеяние, Дао дэ цзин китайская философия, духовная культура Китая, мировоззрение
DOI 10.24412/2712-8849-2024-978-157-162
В «Дао де цзине» недеяние – невмешательство мудреца в природу сущего и в естесвенный ход событий, так как подобное вмешательство противоречит естественности Дао. Недеяние – спонтанная активность, носящая естественный самопроизвольный характер, которому чуждо наличие каких-либо планов. Мудрый человек знает, что правильное действие лишено всякого насилия, оно естественно, спонтанно и ненавязчиво.Понятие «у-вэй» непосредственно коррелирует с идеей «действия ради действия». Если ты живешь настоящим моментом, действия твои носят сугубо спонтанный характер, и ты ничуть не движим достижением какого-либо результата, к которому могут привести твои действия, беспристрастность твоих действий придает твоей жизни благость. В самом понятии «даосизм», который означает «учение о Пути», подчеркивается: важен не сам путь, важна не цель, куда приведет этот путь, важно, как ты делаешь, а не то, что ты делаешь. По мнению Лао-цзы, главное – «переживать» момент, полностью концентрируясь на настоящем моменте, и лишь тогда человек может открыть для себя совершенно иное измерение вещей: испытает абсолютно новые ощущения, почувствует, что действительно живет («переживает момент»), – и тогда он становится совершенномудрым, перейдя на иной уровень слияния с «дао»:«Не выходя со двора, можно познать мир.Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао.Чем дальше идешь, тем меньше познаешь.Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все].Не видя [вещей], он проникает в их [сущность].Не действуя, он добивается успеха» [6, с. 79].Ни к чему не стремись, но и ничто не отвергай в жизни, вот к чему сводится призыв Лао-цзы к каждому думающему человеку.Одной из главных глав, раскрывающей понятие «у-вэй», является 63-я. В целом данная глава представляется иллюстрацией идеи матрицы существования, предвосхищающей все сущее. Тот, кто постиг исток жизни – абсолютную «таковость» бытия, может жить в единстве со всем сущим в мире, то есть, как говорил Лао-цзы, «поддерживать то, что таково само по себе в других». Это ещё одно определение совершенства добродетели по Лао-цзы.«Нужно осуществлять недеяние,соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное.Великое состоит из малого, а многое – из немногого.На ненависть нужно отвечать добром.Преодоление трудного начинается с легкого,осуществление великого начинается с малого,ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого.Поэтому совершенномудрый начинает не с великого,тем самым он совершает великое.Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.Где много легких дел, там много и трудных.Поэтому совершенномудрый относится к делу,как к трудному, поэтому он не испытывает трудности» [6, с. 79].Необходимо отметить, что существуют некоторые различия в понимании «недеяния» у даосов. У Лао-цзы оно означает следование природе Дао и отказ от применения силы. Чжуан-цзы же делает акцент на невмешательство в дела мира [2, с. 75]. В целом период создания «Чжуан-цзы» представляет собой новый период в даосизме. Обнаруживается на данном этапе ярко выраженная оппозиция конфуцианству, усиливается индифферентность к мирским ценностям, провозглашается идеал индивидуальной свободы, угасает интерес к тематике о мудром правителе, хотя справедливости ради стоит заметить, что все же не обошелся Чжуан-цзы в своем главном труде без сентенций о справедливом властителе. Совершенномудрый уже не столь сильно интересуется управленческими функциями и не предлагает свои услуги правителям. Идеал Чжуан-цзы – уход от всего личного, конечная же цель любого человека – слияние с «бесформенным» «дао». В этом смысле призывы Чжуан-цзы предельно однозначны:«Пусть дух твой сольется с бесформенным. Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного. Вот тогда в Поднебесной наступит порядок» [1, с. 92].Главное – не противодействовать естественному ходу событий, не нарушать естественный порядок вещей, то есть придерживаться принципа «недеяния» («у-вэй»). С понятием «недеяние» тесно связано понятие «самоестественность», образцом которого является само «дао». По мнению Е. А. Торчинова, «самоестественность» – другая сторона «недеяния», «своеобразное выражение в традиционном Китае идеи свободы, а точнее, воли, или вольности» [4, с. 180]. Недеяние – следование природе всех вещей, самоестественность – собственной природе. В подобной самоестественности человек учится быть самим собой, полагаться на свою интуицию, доверять собственным чувствам, не тревожить сердце понапрасну. Это совершенно иной психологический тип личности, нежели у Конфуция, предстающий перед нами апологетом постоянного и рационального самоконтроля своего внутреннего мира и поступков, превознося тех, «кто занимается делом с осторожностью и добивается успеха тем, что заранее составляет план» [3, с. 248].Поиск «дао» – поиск метода, который необходим для существования в этом сложном мире. Претворение «дао» – универсальная практика, имеющая параллели во всех частях его тела. Тело представляется вроде некого сгустка жизненной энергии мирового дыхания «ци». Человеческое тело, по убеждению Чжуан-цзы и всех даосов, – это прообраз «дао». Тело и душа существуют в зависимости друг от друга, одного не может быть без другого, хвори, одолевшие одного члена сообщества, переносятся на состояние другого. Неслучайно даосы были убеждены в том, что судьба каждого человека зависит от него самого, а не от Неба. Отсюда своеобразные практические методики. Реализация естественного начала для даосов означала не потакание страстям и желаниям, а овладение особой дисциплиной души и тела. В человеке необходимо пробуждать это естественное начало, но не догмами, не нравоучениями, а посредством практики раскрытия своей природы, своей естественности, ибо, как говорил Чжуан-цзы, «нельзя рассуждать об истине прежде, чем появится ясное понимание её природы». Раскрытие собственного естества представляло собой использование практики специальной психотехники, особое искусство психофизической саморегуляции. Данную психотехнику в исследовательской литературе нередко именуют «даосской йогой». Е.А. Торчинов, к примеру, считает что суть даосизма в общем заключается не в философских текстах, а в текстах, дающих описание даосских искусств и практических методов [7, с. 10].Главная задача даосской практики психической саморегуляции заключается не в подчинении своему биологическому началу, а в раскрытии заложенного в себе начала космического. Но необходимо устранить все препятствия для естественного самопроявления психофизиологических процессов, начиная с микроскопического уровня, что в итоге позволит человеку стать равноправным членом космической триады «Небо – Земля – Человек».
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 1
Ссылка для цитирования:
Караев Э.Т. ПРИНЦИП «НЕДЕЯНИЯ» В ТРАКТОВКЕ ЛАО-ЦЗЫ И ЧЖУАН-ЦЗЫ // Вестник науки №9 (78) том 1. С. 157 - 162. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17109 (дата обращения: 20.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*