'
Исмаилзаде Д.Ч.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ *
Аннотация:
данная статья посвящается проблемам конфликтов между родителями и детьми. Подростковый возраст характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 18 годам превращением подростка в юношу или девушку
Ключевые слова:
Подростки, родители, семья, конфликт, воспитание
Во все времена существовал конфликт «отцов и детей». В настоящее время большое внимание обращено проблемам конфликта. Данное явление объясняется ростом общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения. [2] Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, кризисный и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Цель работы – проанализировать психологические особенности конфликтов между подростками и их родителями. В исходной форме данной проблемы является вопрос конфликта между родителями и подростками. Однако, именно эта проблема мало изучена в психологических исследованиях. Должное внимание стоить уделить комплексу определенных условий – возрастных, социокультурных, внутрисемейных. Данные обстоятельства определяют возможные мотивы и причины возникновения конфликтов «подросток-родитель» и способы их разрешения. Конфликты подростков и их родителей часто случаются по пустякам, но самое страшное, что иногда такие пустяки могут привести к настоящей трагедии: Ежегодно от рук родителей погибают две тысячи детей [10]; 2,7 тысяч детей каждый год совершают самоубийства, причина которых – насилие в семье; 90% случаев насилия над детьми осуществлялись дома, без свидетелей; Только с 2002 по 2006 год в Москве число случаев жестокого обращения родителей с детьми выросло в 2,4 раза [10]; Основная часть таких преступлений остается вне поля зрения правоохранительных органов. Подростковый возраст — это период развития личности, обычно начинающийся с 11-12 лет и продолжающийся до 16-17 лет, то есть до момента вступления подростка во «взрослую жизнь». Данный этап в жизни ребенка характеризуется психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение [6]. Существуют 3 психологические концепции определения «психологического подросткового возраста»: Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона [9]: Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности. Подростки в период взросления стоят на пути профессионального самоопределения, формируется мировоззрение, а также определяются гендерная и социальная роли.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Исмаилзаде Д.Ч. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 240 - 244. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1711 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*