'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  40 просмотров

Калинина А.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В НЕТИПИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуются проблемы правового регулирования нетипичных форм занятости в Российской Федерации. Автор отмечает, что распространение гибких, нестандартных моделей занятости является одной из ключевых тенденций развития современного рынка труда. Вместе с тем, нетипичные формы занятости создают ряд правовых проблем, связанных с неопределенностью трудовых отношений, ослаблением коллективных механизмов защиты, отсутствием должной социальной защиты работников.   

Ключевые слова:
занятость населения, нетипичная занятость, трудовые отношения, трудовое законодательство, правовое регулирование, социальная защита, гибкая занятость, трудовые права, рынок труда, трудовые гарантии   


Современный рынок труда характеризуется существенными трансформациями, среди которых одной из главных тенденций является распространение нетипичных, нестандартных форм занятости. В отличие от традиционной модели, при которой работник состоит в бессрочных трудовых отношениях с одним работодателем, сегодня все более распространены гибкие, временные, частичные и другие формы занятости.Данные тенденции обусловлены рядом факторов, в том числе: развитием информационных технологий и цифровизацией, которые позволяют организовывать трудовой процесс вне рамок офиса, возрастающими требованиями предприятий к мобильности, оперативности и адаптивности рабочей силы, стремлением работодателей к сокращению постоянных издержек на содержание персонала, меняющимися жизненными установками и предпочтениями самих работников, ориентированных на баланс между работой и личной жизнью.Вместе с тем, нетипичные формы занятости порождают ряд серьезных проблем, связанных с неопределенностью правового статуса работников, отсутствием для них полноценных трудо-правовых гарантий, ослаблением коллективных механизмов защиты трудовых прав. Растущая фрагментация рынка труда создает риски усиления социальной уязвимости и экономической неустойчивости значительной части населения.В этой связи вопросы правового регулирования правоотношений в сфере нестандартной занятости приобретают особую актуальность. Государственная политика должна быть направлена на поиск оптимального баланса между гибкостью различных форм занятости и обеспечением социальной и правовой защищенности работников. Таким образом, цель настоящей статьи заключаетя в научном анализе сущности и особенностей различных форм нетипичной занятости, а также совершенствовании нормативно-правовой базы в данной области.Трудовой кодекс Российской Федерации [1], как основной акт отрасли, отразил ключевые тенденции развития трудового законодательства. Одной из ярко выраженных тенденций является обособление законодательства о занятости населения. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько актов, которые регламентируют отношения в исследуемой сфере: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» [2], Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [3], а также ряд административных регламентов, определяющих предоставление отдельных государственных услуг в сфере занятости. Появление указанных регламентов свидетельствуют о повышении интереса государства к данной сфере общественных отношений, однако она до настоящего времени нуждаются в более пристальном внимании законодателя, особенно с учетом появления новых форм занятости.Одной из разновидностей нетипичного труда является дистанционная работа, которая регулируется трудовым законодательством и подразумевает работу работника вне нахождения работодателя от структурного подразделения вне своего рабочего места или объекта [4]. Л. В. Куревина указывает на то, что в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ [5] первым и главным признаком дистанционной работы является то, что свою трудовую функцию работник осуществляет вне места нахождения работодателя. Второй главный признак — это осуществление взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с выполнением работы, осуществляется при помощи информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.Под нестандартными (нетипичными) формами занятости понимаются такие модели трудовых отношений, которые отклоняются от классической схемы полной, бессрочной занятости одного работника у одного работодателя.К ним относятся:временная занятость (срочные трудовые договоры, работа по совместительству, сезонная работа),частичная занятость (неполный рабочий день/неделя),дистанционная (удаленная) работа,заемный труд (аутстаффинг, аутсорсинг),самозанятость и индивидуальное предпринимательство.Данные формы занятости характеризуются высокой гибкостью и вариативностью организации трудового процесса и дают работодателям возможность оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, сокращать издержки на содержание постоянного штата, а работникам - совмещать профессиональную деятельность с другими сферами жизни.Вместе с тем, нетипичные формы занятости порождают ряд существенных проблем:неопределенность правового статуса работников и, как следствие, ослабление их социальных и трудовых гарантий,затруднения в реализации коллективных форм защиты прав наемных работников,рост экономической нестабильности и социальной уязвимости значительной части населения.Отсутствие четких законодательных определений и критериев отнесения тех или иных форм занятости к «нестандартным» является одним из главных пробелов российского трудового права. Действующее законодательство содержит лишь отдельные упоминания о некоторых нетипичных моделях, таких как срочный трудовой договор, неполное рабочее время, дистанционная работа. Однако общей концепции, системного подхода к правовому регулированию данной сферы не выработано.В этой связи возникают серьезные проблемы идентификации нестандартных форм занятости, размывание границ между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями, произвольное толкование и правоприменение соответствующих норм. В результате работники, занятые в нетипичных формах занятости, зачастую лишаются базовых трудовых и социальных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.Основным направлением совершенствования законодательства в этой сфере должна стать разработка четких правовых критериев, позволяющих однозначно идентифицировать различные формы нетипичной занятости и установить для них соответствующие права, обязанности и ответственность сторон трудовых отношений. Важно также расширить предмет правового регулирования, включив в него такие формы, как заемный труд, самозанятость, совместительство и др.В заключение следует подчеркнуть, что на современном этапе развития трудовых отношений требует усиления государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав работников. Особое внимание следует уделить вопросам социальной защиты данной категории занятых, в том числе в части пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования, возможности коллективной защиты интересов. Решение проблем правового регулирования нетипичных форм занятости должно основываться на глубоком научном анализе данного феномена, его социально-экономических предпосылок и последствий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Калинина А.А. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В НЕТИПИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ // Вестник науки №9 (78) том 2. С. 81 - 86. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17144 (дата обращения: 10.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17144



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.