'
Тутаев Д.И.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *
Аннотация:
в статье автор анализирует актуальную проблему, посвященную определению понятия «транспортная безопасность». Особое внимание уделяется уточнению содержания данного понятия, в том числе и при помощи сравнительного исследования дефиниций «безопасность», «объекты транспортной инфраструктуры», «акт незаконного вмешательства». В заключении автор приходит к выводу о том, что транспортная безопасность представляет собой постоянный процесс, который осуществляется со стороны государства в целях сохранения состояния защищенности в транспортной сфере.
Ключевые слова:
транспортная безопасность, объекты транспорта, незаконное вмешательство
В современном мире, где социальная динамика постоянно меняет ландшафт, обеспечение безопасности, в том числе транспортной, становится все более сложной задачей, в связи с чем понимание дефиниции «безопасность» становится особенно актуальным. Правила обеспечения транспортной безопасности основаны на глубоком осознании сущности данного понятия. Традиционно оно описывается как «отсутствие опасности» или «жизнедеятельность без опасности».Как видится, наиболее полное определение предлагает словарь Д.Н. Ушакова, который к вышеуказанному добавляет еще и «предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность» [6, с. 34]. Такой подход представляется наиболее эффективным, поскольку учитывает динамику развития общества и технологические изменения, что позволяет стоить систему безопасности, ориентированную на предотвращение опасности, а не только ее отсутствие.В своем исследовании С.Н. Зайкова, верно, указывает на ключевые составляющие понятия «безопасность». По мнению автора, безопасность подразумевает:во-первых, отсутствие уязвимости перед внешними угрозами,во-вторых, гарантия отсутствия факторов, способных нарушить безопасность,в-третьих, создание благоприятной среды для процветания и устойчивого развития,в-четвертых, стабильность социальных отношений во всех сферах жизни, то есть гармоничное взаимодействие между различными группами населения [4, с. 85].Обращаясь к транспортной безопасности, следует отметить, что ее правовое определение закреплено в Федеральном законе от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», где под ним понимается «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» [2]. Аналогичная формулировка присутствует в Соглашении «Об информационном взаимодействии государств-участников СНГ в области обеспечении транспортной безопасности» от 30 мая 2014 года (вступил в силу 24 июля 2017 года) [1].Соответственно понятие «транспортная безопасность» является частным случаем общего понятия «безопасность». В транспортной сфере основное внимание уделяется защите от незаконного вмешательства в работу транспортных систем. Важно отметить, что транспортная безопасность является многоаспектным понятием, охватывающим как физическую защиту объектов и транспортных средств, так и предотвращение и противодействие террористическим актам, несанкционированному доступу к информации, а также проблемы безопасности перевозки опасных грузов.Для более глубокого понимания транспортной безопасности необходимо рассмотреть ключевые правовые категории, определяющие ее суть.Во-первых, акт незаконного вмешательства, который представляет собой «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий» [2]. Следует отметить, что данное определение включает в себя практически всякое незаконное вмешательство, нарушающее нормальное функционирование транспортной системы.Во-вторых, объекты транспортной инфраструктуры – «совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека» [7, с. 6].Отталкиваясь от вышеуказанных составляющих, следует заметить, что определение, данное в федеральном законодательстве, сфокусировано в основном на террористических угрозах и других противоправных действиях, нарушающих стабильную работу транспортного комплекса. Между тем, для более полного понимания, анализируемого явления, необходимо учитывать и иные факторы: технические неисправности, человеческий фактор, обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, погодные условия), киберугрозы.Соответственно концепция транспортной безопасности охватывает широкий спектр угроз, направленных на нарушение нормального функционирования транспортной системы. Для обеспечения безопасность необходимо интегрировать политические, правовые, организационные, технические и иные меры, учитывающие все потенциальные риски [5, с. 296].Нормативная правовая база в области транспортной безопасности, сосредоточенная на защите объектов инфраструктуры и транспортных средств, не уделяет достаточного внимания безопасности людей, находящихся на территории объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средствах. Как справедливо отмечает Ю.Ф. Трофименко «даже с учетом того, что защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе в транспортной сфере, провозглашена в качестве приоритетной задачи, следует иметь в виду, что предотвращение террористических актов на транспорте и противодействие им – лишь часть проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом» [8, с. 25].Как видится, необходимо расширить понятие «транспортная безопасность» за пределы защиты объектов, включив в него безопасность людей. Положительным шагом в этом направлении стало принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 01 августа 2023 года № 1251 «Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности» [3]. Данная система, по задумке, должна обеспечивать мониторинг состояния защищенности объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Однако необходимо расширить функции системы, включив в нее, например, механизмы обеспечения безопасности людей:системы экстренного оповещения и эвакуации на территории объектов транспортной инфраструктуры и в транспортных средствах,системы видеозаписи и контроля доступа в зоны повышенного риска,возможность интеграции с системами мониторинга здоровья и безопасности пассажиров.Разработка и внедрение подобных механизмов позволит обеспечить комплексную безопасность в транспортном секторе и защитить не только сами объекты, но и людей. В том числе позволить сформировать культуру безопасного поведения среди населения.В заключении хотелось бы отметить, что в условиях глобализации и стремительного развития транспортных систем транспортная безопасность становится не просто приоритетным, но и ключевым фактором устойчивого развития. Проанализировав подход законодателя и составные элементы понятия «транспортная безопасность», считаем необходимым представлять его, как комплексную систему мер, направленную на предупреждение, минимизацию и устранение угроз, возникающих в сфере транспортных систем, и способных нанести материальный ущерб, привести к человеческим жертвам и нарушить нормальное функционирование транспортных процессов.Между тем, под самой транспортной безопасностью следует подразумевать состояние защищенности транспортных систем от угроз, возникающих в результате природных и техногенных факторов, террористических актов, а также от противоправный действий, направленных на дестабилизацию работы транспортных систем, в том числе с использованием современных информационных технологий.В качестве основных элементов транспортной безопасности можно выделить: физическая безопасность (защита от несанкционированного доступа, повреждения, уничтожения), информационная безопасность (защита информационных систем от противоправного доступа, изменения или уничтожения данных), техническая безопасность (создание и применение технологий, способных предотвращать и снижать риски, возникающие в процессе эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры), правовая безопасность (формирование и реализация нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области транспортной безопасности), организационная безопасность (обеспечение эффективной координации действий всех участников транспортной системы).
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 2
Ссылка для цитирования:
Тутаев Д.И. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №9 (78) том 2. С. 170 - 176. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17157 (дата обращения: 13.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*