'
Коротнева О.С.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА *
Аннотация:
в работе с помощью общепринятой методики определен стиль мышления у студентов современного поколения и на основе полученных данных предложены методы усовершенствования образовательного процесса.
Ключевые слова:
поколение Z, стиль мышления, методы обучения
Тема взаимоотношения поколений, которую обозначают как проблему отцов и детей, всегда была актуальной. Она затрагивает самые разные сферы человеческой жизни: повседневную, экономическую, политическую и конечно сферу образования. Попытки теоретического осмысления проблемы отцов и детей получили толчок к развитию с появлением теории поколений, основоположниками которой стали Нейл Хоу и Уильям Штраус (1991г.) [1]. Нам показалось интересным использовать представления теории поколений в образовательном процессе.В современных условиях поколения сменяют друг друга быстро в связи с ускоренными темпами развития цивилизации, характерными для эпохи цифровизации. Наши сегодняшние студенты относятся к поколению Z, у которого, согласно литературным источникам [3], имеются характерные особенности развития когнитивной сферы.При выборе методик обучения и воспитания важно также ориентироваться на стиль мышления учащихся, способности к абстрагированию и конкретизации, степень развития логического мышления, объем смысловой памяти, творческий потенциал и нестандартность мышления.Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной нами темы.Целью нашей работы стало изучение преобладающего типа мышления представителей поколения Z и разработки рекомендаций по организации процесса их обучения.В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:1. Изучить литературные источники по теме исследования,2. Используя общепринятые методики, определить ведущий стиль мышления у представителей поколения Z,3. Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе тестирования, и сделать выводы о состоянии когнитивных функций у группы участников эксперимента в целом и у представителей разных профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного и технико-экономического,4. Разработать рекомендации по организации обучения учащихся поколения Z, опираясь на полученные результаты,Объект исследования - 68 студентов факультетов технологии и бизнеса (ТиБ), естественных наук (ЕН) и психологии (ФП) ТГПУ им Л.Н. Толстого.Научная новизна и практическая значимость исследования.Объективная оценка нового поколения представителями старших поколений затруднена, так как подходы к этой оценке были сформированы в других условиях жизни социума. Это повышает практическую значимость проведенного нами исследования, потому что в нем мы оперируем не мнениями и представлениями, а конкретными фактами, конкретными показателями когнитивных функций. Подобные исследования необходимо проводить периодически, а полученные нами данные могут быть использованы как сравнительный материал в будущих работах.Наша работа может быть интересна родителям, педагогам и воспитателям, ее результаты могут быть использованы практиками для организации эффективной работы в учебных заведениях разного уровня, а также для проведения дальнейших исследований по проверке правильности наших идей в деле совершенствования организации образования и повышения его качества.Использованная методика дает возможность определить особенности мышления, способности к выявлению наиболее значимых признаков предметов или явлений от менее значимых, второстепенных. По характеру определяемых признаков можно сделать вывод о преимущественной степени развития одного из стилей мышления — конкретно-ситуационного или абстрактно-логического [2]. В бланке испытуемый читает в каждой строчке по одному слову, находящемуся перед скобками, а затем — пять слов в скобках. Слова, приводимые в скобках, имеют отношение к основному понятию, вынесенному за скобки. Тестируемый выписывает два слова, которые, по его мнению, находятся в большей взаимосвязи понятием, вынесенным за скобки.Таблица 1. Бланк ответов теста на определение стиля мышления.Таблица 2. Ответы к тесту на определение стиля мышления.Преобладание среди ответов в большем количестве ошибочных суждений говорит о преимущественном наличии у тестируемых конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если человек исправляет первоначальные ошибочные ответы на правильные, то это можно расценивать как поспешность в ходе решения.Оценка по тесту выставляется в соответствие со шкалой, представленной в таблице 3.Таблица 3. Оценка результатов тестирования стиля мышления.Результат тестирования на определение стиля мышления-конкретно-ситуационного или абстрактно-логического (Табл. 4, Рис. 1) показал, что у студентов ФЕН преобладающими являются абстрактно-логический и смешанный типы мышления, а у студентов ФТиБ и ФП - смешанный стиль мышления.Таблица 4. Процентное соотношение ведущего стиля мышления разных факультетов.Если брать всю совокупность обследованных студентов, то видно, что у них преобладает смешанный тип мышления, и меньше всего развито конкретно-ситуационное мышление.Рис. 1. Процентное соотношение преобладающих стилей мышления у студентов разных факультетов.Общие результаты по соотношению степени одного из стилей мышления представлены на рисунке 2. По результатам исследования можно сделать вывод, что преобладающим является смешанный стиль мышления.Рис. 2. Процентное соотношение преобладающих стилей мышления у современных студентов.Полученные результаты говорят о том, что когнитивные функции современного поколения студентов, вопреки негативным прогнозам некоторой части старших членов социума, не так уж плохо развиты, а сами прогнозы зачастую ошибочны, так как основаны на субъективных представлениях. Так, развитие визуальных способов получения информации, позволяет предположить повышение развития конкретно-ситуационного мышления у современного поколения в ущерб абстрактно-логическому, но исследование показывает, что у участников эксперимента преобладает смешанный стиль мышления, а, если сравнивать по выраженности конкретно-ситуационный и абстрактно-логический типы мышления, то лидирует последний.Исследование показывает, что показатели когнитивной сферы практически не различаются у студентов разных профилей подготовки, независимо от направления: гуманитарное, технико-экономическое, естественнонаучное.Конкретные показатели развития когнитивных функций студентов поколения Z, позволяют объективно оценить их познавательную сферу, наметить пути к достижению цели повышения качества образования через выбор адекватных методик обучения и воспитания. В связи с этим каждый педагог должен владеть навыком оценки когнитивной сферы учащихся. Это необходимо для диагностики особенностей памяти, внимания, мышления каждого ребенка и класса в целом. Только зная эти особенности, учитывая то, что они могут меняться от поколения к поколению, можно эффективно организовать обучение, правильно расставить акценты при выборе адекватных методик.Результаты нашей работы могут быть использованы для проведения сравнительных исследований когнитивной сферы следующих поколений в будущем.Составленные нами рекомендации по обучению поколения Z также могут стать основой для дальнейших исследований по проверке эффективности их использования в учебном процессе.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 2
Ссылка для цитирования:
Коротнева О.С. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №9 (78) том 2. С. 219 - 227. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17164 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*