'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 2
  4. Научная статья № 26

Просмотры  26 просмотров

Чинянина А.С.

  


РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ *

  


Аннотация:
в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды и переходит в сферу самых разнообразных социальных практик. В данной статье рассмотрены основные формы организации учебной деятельности для формирования и развития проектных компетенций старших школьников на учебных занятиях в системе дополнительного образования с использованием средств образовательной робототехники.   

Ключевые слова:
дополнительное образование, робототехника, проект, проектная деятельность   


Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта.Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.В настоящее время робототехника пользуется большой популярностью у школьников и имеет колоссальные возможности для реализации проектной деятельности.Также, занятия по робототехнике в системе дополнительного способствуют развитию проектных компетенций школьников за счет создания системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрывать и обогащать интеллектуальный потенциал обучающихся.Рассмотрим основные задачи проектной деятельности:усиление практикоориентированности обучения,индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий,формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач,создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей,повышение инициативности и самостоятельности обучающихся, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта),развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства.Методика развития глобальных компетенций обучающихся в процессе обучения робототехнике позволяет выявить у обучающихся необходимые компетенции для занятий проектной деятельностью, а также помогает старшим школьникам определиться с будущей профессией (Рис 1.).Рисунок 1. Методика развития проектных компетенций.Рассмотрим подробно каждую составляющую методики развития глобальных компетенций обучающихся в процессе обучения робототехнике.Организация учебной деятельностиИнформационные компетенции обучающихся:Умение находить и извлекать любую информацию из любого текста (сплошного или не сплошного) по конструированию и моделированию,Умение интерпретировать и интегрировать информацию для собственных модификаций,Умение использовать информацию из любого текста для решения любой практической задачи.Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.Поиск и сбор информации:задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет,составление опросов и интервьюирования.задачи с избытком информации (формирование читательской и математической грамотности).Обработка информации:задания на упорядочение информации (составление плана работы, составление блок-схем).Учебно-познавательные компетенции обучающихсяУмение конструировать, моделировать любые новые элементы и модели,Умение применять разные способы модификации деталей конструктора,Умение программировать любые конструкции и находить новые способы программирования модифицированных моделей,Умение проектировать, оформлять и защищать исследовательскую работу.Коммуникативные компетенции обучающихсяУмение внедрять свои модели и конструкции в практической деятельности,Умение создавать рекламу собственного продукта и презентовать его в любой среде,Умение работать в команде (принимать роли и отвечать за собственную деятельность и деятельность группы в целом),Умение строить диалоги, монологические высказывания по поводу своей деятельности и продукта этой деятельности.Личностные компетенции обучающихсяГотовность работать на благо Родины,Готовность продолжать личностное развитие,Возможность принимать участие в соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней,Индивидуализация обучения,Помощь в реализации целей обучающегося.Разнообразие видов деятельности.Обязательное командообразование в процессе учебных занятийМетод организации рабочих пар – наблюдение,Смена партнёров в паре при необходимости организации более чёткой и последовательной работы,Учёт в парах индивидуальности обучающихся (одарённые дети),Обязательное наставничество по разным видам деятельности и дефицитам в приобретении компетенций.Индивидуализация учебного процессаВыявление обучающихся, которым необходимо сопровождение (в процессе педагогического наблюдения, в процессе стартового и промежуточного контроля, тематических соревнований),Индивидуальные беседы с обучающимися о выборе способов работы по устранению учебных дефицитов,Закрепление наставника по определённой компетенции (по выбору обучающегося: педагог или другой ученик),Составление индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с учётом выбора ими способов работы.Разнообразие видов деятельности.1. Тематическое решение олимпиадных задач по информатике, программированию, математике в процессе работы с учебными темами и блоками,2. Постоянное и системное участие в соревнованиях по робототехнике и программированию в соответствии с индивидуальной готовностью обучающихся,3. Поддержка творческих и индивидуальных потребностей обучающихся (например, через создание мини-приложений, игр),4. Проектирование как обязательный вид деятельности обучающихся в процессе реализации ДООП, учёт практико-ориентированности проекта и реализации: от первоначального замысла до внедрения,5. Организация условий для работы над самостоятельным получением патентов обучающимися.Таким образом, можем сделать вывод, что благодаря методике развития глобальных компетенций обучающихся в процессе обучения робототехнике обучающиеся не только развивают компетенции в области технического творчества, но и развиваются как личность и, самое главное, как будущий специалист.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чинянина А.С. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ // Вестник науки №9 (78) том 2. С. 228 - 233. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17165 (дата обращения: 10.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17165



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.