'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 56

Просмотры  98 просмотров

Маджидов Ш.И., Зарипова З.А.

  


РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
Статья посвящена методическим аспектам изучения особенностей и своеобразия произведений для детей и о детях современного таджикского писателя, не совсем известного широкому кругу читателей. В творчестве Бахманьёра можно найти своеобразный сплав традиционного, идущего от национального фольклора, и новаторского, воплощающего в себе актуальные темы, проблемы и идеи. Художественные детали, умело использованные Бахманьёром, помогают донести до юных читателей потрет и действия героев, но и образ мыслей современного ребенка   

Ключевые слова:
мир ребенка, методические аспекты изучения, современная таджикская литература, незамысловатый сюжет, нравственный потенциал   


Талантливый современный таджикский детский писатель Бахманьёр воссоздает в своих произведениях образы зверей, птиц, животных. Он наследует традиции фольклора и вместе с теми оригинальным образом воплощает в своих героях актуальные темы, проблемы, идеи. Большое место в творчестве Бахманьёра занимают басни. В одной из них «Калбуз» («Безрогая коза») рассказывается о безрогой коза, которая жила обычной жизнью среди других коз и не считала себя не хуже и не лучше любой другой козы. Она случайно увидела свое отражение в воде и поняла, что у нее нет рогов, поэтому весь мир показался ей мрачным. Она стала мнительной и ушла в лес. Там безрогую козу подвергли насмешкам пестрая сорока, заяц, еж, черепаха. «Если эти маленькие, – подумала про себя коза, – так относятся ко мне, чего ожидать от более больших зверей, чем они?» Так как этот вопрос ничего не прояснил для безрогой козы, она с поникшей головой вернулась к своим сородичам» [1, с.223]. Незамысловатый сюжет заставляет о многом задуматься. Юные читатели способны извлечь из него нравственные уроки. В ходе эвристической беседы они приходят к выводу: тот, кто отворачивается от своего народа, изменяет традициям и обычаям недостоин уважения, заслуживает лишь насмешки и осуждения. Важно при этом обратить внимание учащихся на комплекс выразительных средств языка, обусловленных национальной спецификой: эпитеты, метафоры, символы и другие средства изобразительности. Маленькие рассказы Бахманьёра «Чорубаки калак» («Лысый веничек»), «Хурчин» («Переметная сумка») и другие являются аллегоричными. В них звучат социальные и этические мотивы. В них обыгрываются классические бродячие сюжеты сказок, например, «Тысячи и одной ночи». Рассказ «Мулух» отличается своеобразной манерой изложения и полнотой художественного изображения. «Шомурод Довар извлек полную патронов винтовку своего отца, которую, завернув в ткань, повесил в углу сарая, тщательно очистил ее от ржавчины и пыли, смазал льняным маслом ее ствол и курок, извлек кусок свинца, лежавший внутри деревянной коробки в том же сарае, положил на сковороду и изготовил одиннадцать патронов, которые охотники изготавливают для охоты на медведя. Принес уголь, солонцы, спички и изготовил порох. Так отточил свой обоюдоострый нож, будто бы собирался побриться им. Если бы кто-то наблюдал, подумал бы, что мужик готовится к охоте на медведя или горного козла, однако Шомурод Даврон собирался охотиться на человека» [1, с.240]. Важное значение имеют художественные детали, привлекающие внимание к внешности, поведению, внутреннему состоянию Шомурода Даврона, обусловленным его образом мыслей, нравственностью, унаследованной от предков. Часто в своих рассказах писатель обращается к мифологическим сюжетам и образам. Это и выделяет его среди многих современных прозаиков Бахманьёра. В рассказе «Марво», сюжет которого Бахманьёр черпает из мифических представлений народа о мире, много места уделяется природным явлениям. Они осмысливаются в традициях народного сознания и вместе с тем получают новое толкование. Так, гром, который воспринимается как живая, могущественная сила, персонифицируется в образ Момо Гулдурос (Бабушка Гулдурос). В процессе анализа произведения таджикские учащиеся должны осмыслить противостояние добра и зла и понять, что несмотря ни на что добро всегда побеждает. Идея добра заключена в образе старушки Марям, которая, подобно Тутапошшо Садретдина Айни в «Ёддоштхо», знает множество сказок и загадок. Она с целью избавления девочки от страха перед громом рассказывает Марво сказку «Момо Гулдурос». Писатель, вводя в повествование аллегорическую сказку о громе, стремится углубиться в психологическое состояние героини. Оно и должно стать объектом наблюдения учащихся в процессе изучения рассказа. Следует привлечь внимание к образам природы, являющимся отражением переживаний девочки. В результате внимательного прочтения текста учащиеся должны почувствовать сострадание, сопереживание Марво. Писатель всё делает для этого: сравнивает чувства героини с состоянием природных явлений, вызывает различные ассоциации: «Еще раз гром грохнул, и молния озарилась вместе с ним. В этот раз Марво показалось, что не только стекла окон вздрогнули, но также крыша и край кровли. Марво еще больше закуталась в халат отца… 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Маджидов Ш.И., Зарипова З.А. РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 275 - 278. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1719 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1719



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.