'
Мохвин А.Ю., Толпыгина О.А.
СКАМЕРСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СЕТЕВОГО МОШЕННИЧЕСТВА. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СКАМЕРОВ *
Аннотация:
в данной статье проводится анализ коммуникативных стратегий и инструментов, реализуемых сетевыми мошенниками-скамерами при общении со своими «жертвами», выявленные в ходе эмпирического исследования
Ключевые слова:
сетевое мошенничество, коммуникативные стратегии, манипулятивное воздействие, эмоциональная привязанность, скамерство
В конце XX века глобальное общество вступило в фазу развития, которую принято называть «информационным обществом». Опасности и риски, также, как и многие другие составляющие социальной реальности, лишились своих привычных границ, в рамках которых, они существовали в индустриальном обществе и более ранних стадиях его развития. Такой вид преступления как сетевое мошенничество является одной из разновидностей риска и опасности в современном обществе. Интернет имеет в себе как огромные созидательные и позитивные ресурсы, но может являться мощным источником для негативных социальных явлений. Как отмечает Т.В. Владимирова: «Сетевое киберпространство, в итоге, является и средством накопления и ускорения девиации/инновации, и макросистемой мобильностей. Тем самым, мы попытались организовать некоторую концептуализацию киберпространства в двух ипостасях: и как ведущее средство в обеспечении информационной безопасности субъекта, и как источник угроз» [1]. Уголовный кодекс Российской Федерации под мошенничеством понимает «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» [2]. Следовательно, под сетевым мошенничеством следует понимать мошенничество, совершенное по средствам телекоммуникационных возможностей сети интернет в рамках виртуального пространства. Безусловно, важнейшим элементом реализации такого киберпреступления являются те инструменты и стратегии, которые используются мошенниками при коммуникативном взаимодействии со своими жертвами. Под коммуникативной стратегией Ю.А. Мартынова понимает совокупность «способов организации речевого поведения в соответствии с интенцией участника коммуникации» [3]. Особенно ярко данные стратегии реализуют себя в таком виде сетевого мошенничесвта как скамерство. Скамерство (англ. «scam» – жульничество) в пространстве рунета - означает знакомство в сети с целью выманивания денег [4]. Сегодня не существует четкой классификации коммуникативных стратегий сетевых мошенников. В рамках эмпирического исследования [5], нами была предпринята попытка уточнения данной категории, а также составление собственной классификации коммуникативных стратегий, реализуемых субъектами сетевого мошенничества-скамерства. Основываясь на данных, полученных в ходе качественного анализа сетевых ресурсов, а также на данных полученных в ходе серии свободных неформализованных интервью с информантами-жертвами можно сказать, что приемы и стратегии, которые применяют мошенники весьма разнообразны, а их реализация ограничена только рамками фантазии субъектов скамерства. Можно сказать, что в большинстве случаев инструментами влияния скамеров на жертв были следующие стратегии Исследуемое нами манипулятивное воздействие, как и любой другой процесс коммуникации, происходит поэтапно. Первый этап – подготовительный (происходит сбор первичной информации о планируемом коммуникативном акте, а также сбор информации об объекте коммуникации), аттракционный этап, перлокутивный этап, данные этапы значительно различаются между собой и каждый из них преследует определенные локальные цели и задачи коммуникации, реализация которых важна для достижения конечной коммуникативной цели. Анализируя динамику эмоциональной привязанности, мы приходим к выводу, что она развивалась в рамках аттракционного этапа взаимодействия «жертвы» со скамером. Было установлено, что в ходе коммуникации скамеров со своими жертвами эмоциональная привязанность последних к субъектам мошенников, является обязательным условием для успешной реализации мошеннической схемы. Такая привязанность может достигаться за счет различных способов. Также возникновение такой привязанности обозначает пусть и условную, но границу между аттракционным и перлокутивным этапами. Поскольку на перлокутивном этапе осуществляется воздействие непосредственно на мотивацию «жертвы», а в рамках аттракционного этапа «жертва» получает информацию о подробностях жизни аватары скамера, помимо первичной презентационной информации. Из этого следует, что при достижении доверия «жертвы», ее эмоциональной привязанности к субъекту мошенничества, последний получает возможность незаметного использования манипулятивных стратегий для достижения желаемой цели.
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Мохвин А.Ю., Толпыгина О.А. СКАМЕРСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СЕТЕВОГО МОШЕННИЧЕСТВА. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СКАМЕРОВ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 291 - 294. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1722 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*