'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  290 просмотров

Стрелков М.А.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ *

  


Аннотация:
правовой статус субъектов малого предпринимательства в России менялся по мере развития законодательной базы, на данный момент существует несколько критериев отнесения субъектов предпринимательства к статусу малых предприятий и миркопредприятий, которые анализируются в данной статье.   

Ключевые слова:
МСП, правовой статус, микропредприятие   


Государства, возглавляющие рейтинг самых развитых экономик мира, традиционно делают упор на правовое регулирование предпринимательских отношений и предоставление условий для стабильного развития малого бизнеса. Молев Д. А., раскрывая общественную значимость института малого бизнеса, указывал на пример Соединенных Штатов Америки. Законодатели США рассматривают институт малого предпринимательства как эффективный механизм борьбы с безработицей, на малых предприятиях трудится более 40 процентов рабочих. Малое предпринимательство США в основном концентрировано в областях сельского хозяйства и предоставления услуг потребителям, в этих сферах доля малого бизнеса достигает 80 процентов. Стоит отметить неоднозначность определения правового статуса малого предпринимательства в США, который различается в зависимости от конкретного штата, что является характерной чертой американской правовой системы. Россия, также являясь федерацией, имеет более централизованное правовое регулирование деятельности малого бизнеса, определения его критериев и привилегий. Функционирующий с 2016 г. единый реестр малого и среднего предпринимательства является наиболее надежным источником статистических данных о деятельности малого бизнеса, позволяющим наглядно рассмотреть место и роль малого предпринимательства в российской экономике. По состоянию на 10.02.2024, в Российской Федерации существует более 200 тыс. субъектов малого предпринимательства и более 6 млн. микропредприятий. Традиционно набольшее количество предпринимателей осуществляют свою деятельность в центральном федеральном округе.Рисунок 1. Количество субъектов МСП по федеральным округам.Стоит отметить позитивную тенденцию к росту микропредприятий, их число в 2024 г. существенно превысило число 2019 г. Российские предприниматели отличились стойкостью и гибкостью управления в условиях эпидемиологических ограничений и введения различных экономических санкций, последствия которых преодолеваются и по сегодняшний день.Комплексное регулирование правового статуса малого предпринимательства в России берет свое начало в девяностые годы двадцатого века, масштабные экономические реформы послужили толчком для выделения среди только зародившего класса предпринимателей субъектов малого бизнеса. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в России» (далее – Закон о поддержке малого предпринимательства) выделил основные сущностные характеристики этих субъектов. Данный закон имел важное значение в процессе систематизации нормативно-правовых норм, однако в нем выделялось всего два критерия, соответствие которым позволяло получить статус малого предприятия. Введение процентного соотношения участия в уставном капитале иных субъектов как критерия было установлено законом с целью предотвращения появления ряда искусственно созданных малых предприятий для получения мер поддержки и иных преференций, предусмотренных законом. Участие в капитале с верхней планкой в 25 процентов предусматривалось для публичных субъектов, к которым относилась сама Российская Федерация и ее субъекты, для юридических лиц, не обладающих статусом субъекта малого предпринимательства, общественных, религиозных организаций и фондов разного вида. Второй критерий – средняя численность работников, которая определялась, а каждый отчетный период. Законом о поддержке малого предпринимательства устанавливалось предельное значение в диапазоне от 30 до 100 человек. Сфера деятельности – фактор, определявший предельное значение, так минимальное значение предусматривалось для субъектов предпринимательства, реализующим свой экономический потенциал в розничной торговле и предоставлении услуг бытового обслуживании граждан. Предельное значение в 100 человек предусматривалось для сферы промышленности транспорта и строительства. Субъекты предпринимательства, осуществляющие различные виды деятельности, для которых предусмотрены отличные предельные значения численности работников (таких субъектов Закон о поддержке малого предпринимательства называл многопрофильными), получали и (или) изменяли свой статус в зависимости от объема годового оборота или годового объема прибыли. Так, организация, осуществляющая одновременно деятельность в области строительства и оптовой торговли, могла стать субъектом малого предпринимательства при условии соблюдения предельного значения численности работников 100 человек, если прибыль или объем оборота за год в сфере строительства был выше тех же показателей, полученных в результате ведения оптово-торговой деятельности (для нее был установлено максимальное значение в 50 человек). Стоит учесть, что Закон о поддержке малого предпринимательства предусматривал возможность получения статуса субъекта малого предпринимательства как коммерческим организациями, так и физическим лицам. Павлов Е. В., критикуя указанный закон, отмечал недостаточность закреплённых критериев, отсутствие самого понятия субъекта среднего предпринимательства и соответственно его отграничения от смежных категорий. Следующий этап развития законодательной базы, регулирующей отношения между публичными субъектами и малым предпринимательством, характеризуется принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии МСП). Закон о развитии МСП ввел понятие субъекта малого и среднего предпринимательства, а также детально определил критерии отнесения к этим группам. В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона о развитии МСП в субъектный состав малого предпринимательства могут входить коммерческие корпорации:хозяйственные общества,хозяйственные товарищества,хозяйственные партнерства,производственные кооперативы,крестьянско-фермерские хозяйства,Закон о развитии МСП также относит к субъектам потребительские кооперативы и индивидуальных предпринимателей. Особо внимания затрагивает вопрос отнесения к субъектам МСП плательщиков налога на профессиональный доход (далее – самозанятые), получающих свой статус в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход». Деятельность указанных лиц ограничена как сферой ее осуществления, невозможностью привлекать наемных рабочих, так и предельным годовым доходом 2,4 млн. рублей. Правовая природа деятельности самозанятых граждан вызывает дискуссию в правовом сообществе, так ряд авторов, в том числе Ершова И. В. утверждает, что деятельность самозанятых соответствует признакам предпринимательской деятельности, закрепленным в ст. 2 ГК РФ. В связи с этим возникает логичный вопрос, не стоит ли рассматривать самозанятых граждан как субъектов МСП? Закон о развитии МСП не указывает напрямую на такую возможность (ст. 4), при этом самозанятые граждане получают поддержку в соответствии со ст. 14.1. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который учитывает самозанятых граждан как субъектов участвующих в закупках в одной правовой категории с субъектами МСП. В тоже время число самозанятых граждан стремительно увеличивается, только на конец 2023 г. их было зарегистрировано более 9 миллионов. Статус субъекта малого предпринимательства подразумевает соответствие ряду, закрепленных в законе условий. В соответствии с ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии МСП, хозяйственные общества и партнерства должны соответствовать одному из перечисленных условий. К этим условиям, в частности, относятся: 25-ти процентный порог на участие в организации (обладание долями, голосующими акциями) публичных субъектов, благотворительных и религиозных организаций, фондов, порог в 49 процентов владения лицами, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства,высокотехнологичный сектор оборота акций,применение (внедрение) ряда объектов интеллектуальной собственности,участие в инновационном проекте Сколково,вхождение участников (учредителей) в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности,участники общества с ограниченной ответственностью - только общероссийские общественные объединения инвалидов, среднесписочная численность инвалидов – не менее 50 процентов, доля оплаты их труда – не менее 25 процентов.Закон о развитии МСП устанавливает два обязательных для всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей условия приобретения статуса: предельную среднесписочную численность работников и предельный доход. Стоит отметить, что численность напрямую отображается в законе и составляет до 100 человек для малого предприятия и до 15 человек для микропредприятия. Количественные характеристики предельного дохода не отображаются непосредственно в самом тексте закона, их определяет Правительство РФ. На данный момент показатели закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» и составляют 120 млн. рублей – для микропредприятий и 800 млн. рублей – для малых предприятий. Стоит отметить, что решение законодателя не закреплять данные значения на законодательном уровне, предоставить Правительству самостоятельно определять предельный доход, представляется верным. Правительство сможет в небольшие сроки изменить значения, руководствуясь экономической ситуацией, которой, например, может являться повышенная инфляция. Законодательная процедура внесения правок в закон намного сложнее, может включать продолжительную депутатскую дискуссию. Правовой статус субъектов малого предпринимательства непосредственно связан с оказываемыми им мерами поддержки, предусмотренными различными правовыми актами. Закон о развитии МСП устанавливает следующие виды поддержки:консультационная,информационная,финансовая,имущественная,гарантийная.Поддержка малого предпринимательства также классифицируется Законом о развитии МСП в зависимости от области/сферы деятельности:образование,промышленное производство и инновации,сельскохозяйственная деятельность,ремесленная деятельность,внешнеэкономическая деятельность,социальное предпринимательство.Стоит отметить, что меры поддержки раскрываются и дополняются в региональном законодательстве, так закон г. Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москва» разграничивает консультационную и правовую поддержку, включающую издание специализированной литературы, образование центров юридической помощи, услуги которых являются безвозмездными или льготными для малого бизнеса, привлечение юристов на конкурсной основе. Также закон выделяет наиболее важную сферу поддержки для крупного мегаполиса – жилищно-коммунальное хозяйство. Важное значение в становлении экономического потенциала малого бизнеса в России имеет деятельность федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – АО «Корпорации МСП». Основная цель корпорации – координация поддержки. Корпорация также ведет реестр организаций, составляющих инфраструктуру поддержку малого и среднего предпринимательства. В ст. 15 Закона о развитии МСП регламентируется в каких формах указанные организации осуществляют деятельность, всего более 30 наименований. Требования к данным организациям могут устанавливаться на уровне конкретного субъекта, муниципального образования с целью реализация программ поддержки предпринимателей различных уровней. Центральная роль в процессе регламентирования требований к инфраструктурным организациям принадлежит Минэкономразвития. Правовой статус малого предпринимательства также раскрывается в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьей 30 указанного закона регламентируется обязанность заказчика проводить закупку у субъектов МСП, устанавливается обязательная годовая доля объёма таких закупок, которая составляет 25 процентов. Представляется, что данная норма была закреплена законодателем чтобы усилить влияние субъектов МСП в национальной экономике. Объем закупок, в которых участниками являются субъекты МСП, может рассматриваться как отдельная категория поддержки бизнеса, хотя в данном случае и не учитывается ряд закупок, таких как гособоронзаказ, работы в области атомной энергии. Таким образом, развитие законодательства, регламентирующего статус малого предпринимательства, привело к закреплению четких критериев отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к указанной категории. Нормы, регламентирующие деятельность, меры поддержки и привилегии субъектов малого бизнеса закреплены как на федеральном, так и на региональном уровнях, велико значение подзаконных актов, в частности актов Правительства РФ. В России в соответствии со статистикой Федеральной налоговой службы имеется положительная тенденция роста числа малых предприятий. Изменения законодательства также приводят к сближению категорий малого бизнеса и самозанятых граждан, примером тому служит установление их единого правового положения для ряда закупок. Неотъемлемой частью регулирования деятельности малого бизнеса является инфраструктура, создаваемая уполномоченными органами и организациями с целью расширения возможностей развития, поддержки предпринимательства, функционирующая в виде бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и иных организаций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Стрелков М.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 77 - 86. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17246 (дата обращения: 19.11.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17246



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.