'
Гордюхина М.М., Косино О.А.
ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТОРА ПРОЕКТОВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ EV TOOLBOX В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ *
Аннотация:
в работе проанализированы понятия «дополненная реальность» и «иммерсивность». На примере конструктора EV TOOLBOX рассматривается технология AR, которая помогает создавать образовательную среду и влиять на рост научных исследований. Проведён обзор сервиса и его основных функций.
Ключевые слова:
дополненная реальность, иммерсивные технологии, цифровая трансформация образования, учебный процесс
Применение современных технологий играет одну из важнейших ролей в образовании. Важность и необходимость использования различных виртуальных сред, лабораторий и их конструкторов подчеркивается в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 [6]. В подпункте «б» пункта 2 поставлена цель повысить объём научных исследований и разработок, что достижимо через интеграцию в учебный процесс новейших приемов и методов. Тема так же актуальна из-за роста спроса к технологическим профессиям и потребностью подготовки учащихся к работе с современными техническими средствами. Своевременное внедрение новых методов ведения занятия повышает эффективность обучения, улучшает понимание материала учащимися, а также формирует готовность к использованию технологий в профессиональной деятельности. В настоящее время российское образование переживает то, что часто именуется «бумом виртуальных лабораторий» [4].Дополненная реальность (AR) подразумевает под собой процесс проецирования виртуальных элементов на физические объекты мира с помощью специальных устройств, таких как смартфоны, планшеты и AR-очки. Отличие дополненной реальности от виртуальной (VR) заключается в том, что VR – это мир, созданный техническими средствами, погружение в который происходит через органы чувств [3], а AR только вносит в реальный мир виртуальные элементы. Технология дополненной реальности допускает пользователя к версии реальности гораздо более насыщенной информацией, а также позволяет взаимодействовать с ней.Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в контексте образования следует рассматривать через понятие иммерсивности – то есть виртуальном расширении реальности, которое помогает лучше как воспринимать, так и понимать окружающую действительность. В словаре даётся следующее определение для иммерсивности: «комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном трехмерном мире, в котором он может менять точку обзора, приближать и удалять объекты и т. п.» [1]. Эти технологии буквально погружают человека в заданную среду событий. Технологии виртуальной реальности, иммерсивные технологии стали мощным и многообещающим инструментом в образовании благодаря их уникальным технологическим характеристикам, которые отличают их от других ИТ-приложений [5]. Именно из-за этого возрастает потребность в создании уроков с использованием VR и AR и их интеграции в образовательный процесс.С экономической точки зрения учебным заведениям выгоднее закупать оборудование для работы в AR, нежели VR, так как последнее является несоразмерно дорогим в рамках повсеместного внедрения данной технологии в российских школах, ибо невозможно приобрести достаточное количество оборудования единоразово. Зависящим фактором является рост научных исследований и разработок, увеличивающийся пропорционально оснащению необходимой техникой. Таким образом, с учебных заведений снимется обязанность обеспечения материальными макетами, образцами для демонстрации на уроках и пр[2]. С появлением данной технологии, на замену существующим приходят виртуальные объекты.Обзор сервиса и его основных функций. Кроссплатформенный конструктор EV TOOLBOX – это первый и единственный отечественный сервис (разработчик EligoVision), предоставляющий возможность создания и использования дополненной реальности в образовательных целях в формате конструктора. На рис. 1 представлены основные функции и возможности бесплатной версии EV TOOLBOX. Например, педагоги и учащиеся (дети от 8 лет) могут создавать обучающие и игровые AR и VR приложения для использования на занятиях, для участия в конкурсах и олимпиадах, а также в качестве инструмента ранней профориентации в ИТ.Рис. 1. Возможности бесплатной версии EV TOOLBOX.Преимущества сервиса в образовании: визуализация учебного материала (сложные концепции и процессы); повышение доступности и понятности, мотивации и заинтересованности; простое создание интерактивных образовательных сценариев (глубокое усвоение знаний); поддержка дистанционного обучения; самостоятельная работа школьников и студентов. Перед выбором использования данного конструктора также необходимо учитывать минимальные системные требования и поддерживаемые мобильные платформы.Для учителей, которые хотят добавить в образовательный процесс данную технологию, существует вариант визуального программирования: без кода (с интуитивно понятным интерфейсом), для продвинутых пользователей имеется возможность скриптового программирования на языке Lua. Представленное ПО значительно ускоряет разработку AR и VR проектов различной сложности за счёт своей «блочности». Сервис оснащен бесплатными обучающими уроками, готовыми библиотеками, курсами. Для самостоятельного обучения работе с AR и VR технологиями на базе конструктора EV Toolbox имеются бесплатные учебно-методические комплексы двух уровней сложности, рассчитанные на 40 и 72 академических часа соответственно. AR и VR проекты, созданные в этом конструкторе, могут быть собраны в готовые файлы за несколько минут и запущены на различных мобильных и носимых устройствах, что существенно облегчает задачу современному учителю.Таким образом использование технологии дополненной реальности имеет значительный потенциал для улучшения качества образования и повышения интереса к обучению. Технология AR выгоднее с экономической точки зрения и проще в оснащении материально-технической базы образовательного учреждения. Конструктор EV Toolbox может стать одним из постоянных инструментов в подготовке учащихся к работе с современными техническими средствами в будущей профессиональной деятельности. Своевременное включение разнообразных и современных методов обучения является перспективным направлением, открывающим новые возможности для эффективного, качественного и увлекательного обучения.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Гордюхина М.М., Косино О.А. ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТОРА ПРОЕКТОВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ EV TOOLBOX В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 96 - 101. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17249 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*