'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 62

Просмотры  73 просмотров

Раджабов М.Н., Зарипова З.А.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮСАТИРИЧЕСКИХ И ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАДЖИКСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
Статья посвящена методическим аспектам изучения сатирических и юмористических произведений таджикских писателей на уроках литературы в школе. Такой подход формирует у учащихся нравственные качества, вызывает у них отрицательное отношение к порокам и недостатками общества и людей, помогает воспитывать у них правильное отношение к отрицательным явлениям жизни   

Ключевые слова:
сатирический рассказ, юмор, таджикская литература, изучение произведений в школе, уроки литературы   


В современной таджикской литературе в произведениях многих писателей высмеиваются отрицательные явления жизни. Достойное место в ней нашли сатира и юмор А. Бахори, А. Самада, А. Махмадшоха, Н. Шохинбода, М. Пулода, Э. Сохибназарова, С. Зардона, А. Муроди, Н. Бободжонаи, У. Кухзода, А. Мухаммадали, Р. Зайдулло, К. Аламшо др. В разноплановых по жанру, сюжету, характеру воплощения материала произведениях обличаются недостатки и пороки общества и человека. Это преимущественно короткие рассказы анекдотического характера. Изучение сатирических и юмористических произведений в школе способствует формированию у школьников нравственных качеств, правильного отношения к отрицательным явлениям жизни. Сатирический рассказ У. Кухзода «Суратхо» («Портреты») высмеивает склонность работников некоторых учреждений устраивать бесконечные собрания, любовь бюрократов к заседаниям, на которых предметом обсуждения становятся абсурдные с точки зрения здравого смысла вопросы. Смех вызывает подмена настоящего дела его видимостью. Характеры гротескных образов статичны. Они напоминают застывшие картины наподобие немой сцены гоголевской комедии «Ревизор». Учащимся можно предложить вспомнить эту комедию знаменитого русского писателя и сопоставить ее с рассказом У. Кухзода, обнаружить сходства и различия. Внимание может быть привлечено к бессмысленности действий персонажей, наделенных бюрократическими полномочиями. Учащиеся легко обнаружат усмешку писателя, который обличает действия Председателя, чьи перестановки членов Правления не имеют под собой разумного основания. Смешными кажутся беспочвенные разногласия между новыми и старыми членами Правления. Они не приводят к положительным результатам и ничего не меняют в жизни организации. Живо представить воссозданную сатириком картину поможет устное словесное рисование. Возможно также сопоставить рассказ со стихотворением В. Маяковского «Прозаседавшиеся», напомнить ученикам заключительные строчки из произведения русского поэта: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». У таджикского сатирика, как и у Маяковского, подобная картина приобретает остро сатирический смысл: новый член Правления, уходит, поставив на стул свой портрет в полный рост, так как для него «приходить, сидеть, поднять руку, а затем уйти были из числа не совсем приятных занятий». Вместо людей действуют роботы – куклы, механические существа: «После того, как Портрет два раза оказался в их ряду и проголосовал за принятие решений, этот вид участия в собраниях понравился и другим» [1, с.118]. Большинство членов Правления принесли и поставили на стулья вместо себя свои портреты. Теперь работу членов Правления – «эту трудную, но  почетную задачу выполняли трое, подобные портретам, но обладающие речью» [1, с.121]. Таким образом, слово «портрет» приобретает у Кухзода насмешливый оттенок, наполняется совершенно иным смыслом. Автор высмеивает чинопочитание, раболепие, низкопоклонство чиновников-бюрократов. В контекст изучения сатирических и юмористических произведений на уроках литературы можно включить и рассказы А. Самада, включенные в сборник «Талош» («Борьба»). Острие сатиры писателя в рассказе «Устод ва шогирд» («Учитель и ученик») направлено против ленивых и равнодушных студентов, которые, взяв в руки книгу, тут же засыпают, но, используя разного рода уловки, хотят получить оценку. Учащиеся сумеют оценить сатирический талант автора, который тонко разоблачает нерадивых, невежественных горе-студентов. Важно при этом обратить их внимание на приемы сатирического изображения: иронию, гиперболу, комические ситуации, яркие характеристики персонажей. Герой рассказа Хикмат Набот, который опаздывает на занятия или прогуливает их, надеется, что преподаватель, проявив великодушие, напишет за него дипломную работу. Однако преподаватель разочаровывает ученика: он «на мгновенье опустил голову и вздохнул. Затем с болью и отвращением сказал: – Нехорошо подвергать людей головной боли и мучить!» [2, с.112]. Писатель высмеивает неучтивость невезучего Хикмата Набота. Нельзя не оценить явный поучительный смысл этих строк. Другой рассказ «Фочиа» («Трагедия») создан с целью разоблачения равнодушных руководителей, которые думают больше об удовольствиях, чем о выполнении своих должностных обязанностей. Здесь сатира писателя перерастает в сарказм, само повествование приобретает трагикомический характер. В произведении представлен образ чиновника, наделенного властью, но обделенного способностью заботиться о подчиненных. Он живет в свое удовольствие, он уклоняется от своих обязанностей, придумывая гнусные отговорки типа «умерла мама», «умерла тетя». Трагедии, происшедшая в его семье, не отрезвляет его: он продолжает предаваться удовольствиям и развлечениям. Учащимся можно предложить письменную работу оценочного характера, в которой они могли бы высказать свое отношение к подобного типа чиновникам.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Раджабов М.Н., Зарипова З.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮСАТИРИЧЕСКИХ И ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАДЖИКСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 305 - 308. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1725 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1725



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.