'
Семенова И.А.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье проанализированы особенности физического развития подростков Рассмотрены составляющие программ физического развития подростков. Выделены этапы составления программ физического развития подростков.
Ключевые слова:
подростки, программа, физическое развитие, дополнительное образование
Актуальность проблемы организации программ физического развития подростков, как составной части проблемы введения здорового образа жизни, с каждым годом усиливается. Это связано с тем, что сегодняшнее состояние здоровья и образ жизни детей и подростков России не отвечает установленным требованиям современного общества и потребностям его социально-экономического развития.Формирование здорового стиля жизни подростка рассматривается как процесс присвоения ему общественного опыта, представленного в виде знаний, навыков и умений, способов действия, в нормах взаимоотношений, эстетических суждений и вкусов, а также в форме предметов материальной и духовной культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов).Программы физического развития подростков применяются не только в общеобразовательных учреждениях, но также активно используются в учреждениях дополнительного образования детей.Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает: добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации, свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей, многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми), отсутствие обязательного контроля и оценок, опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками, опыт содружества поколений. В системе дополнительного образования детей меняется подход к развитию способностей воспитанников. Один из авторов концепции дополнительного образования В.А. Горский отмечает, что дополнительное образование является гуманистическим, личностно-ориентированным и практико-деятельным, т.к. именно оно построено на реальной свободе выбора, имеет истинно творческий и деятельный характер, предоставляет широкие возможности для самореализации подростков [2, с.32].В своих исследования В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева отмечают, что приоритетной задачей массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья подростка с использованием следующих организационно-методических положений:-обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями,-своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающего условия для бытового, производственного и спортивного травматизма,-своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды,-овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также для грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте,-овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и для обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте[1].Целью физического воспитания является укрепление и сохранение здоровья, и обеспечение оптимального развития детей и подростков.Для эффективной организации программ физического развития подростков в учреждении дополнительного образования как технологии менеджмента социальной работы необходимо правильно подобрать алгоритм деятельности.Для успешного решения социальных проблем подростков необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути, и способы их решения.Основа технологического процесса – алгоритм (точное предписание последовательностей операции, который преобразует объект социальной работы и переводит его в искомое состояние).И.В. Пантюк считает, что алгоритм представляет собой программу решения задач, точно предписывающую, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными[4, с.32].По мнению Т.С. Абраниной существуют следующие виды алгоритмов:1) Линейный алгоритм – форма организации алгоритма, при которой каждое действие идет одно за другим, не зависимо от условий.2) Ветвление - форма организации алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия выполняется одна или другая последовательность действий [3, с.41].Исходя из определений, можно сказать, что алгоритм технологии физического воспитания подростков – это процесс, включающий в себя последовательность операций (действий) по физическому развитию подростков.При разработке алгоритма технологии физического воспитания подростков необходимо учитывать следующие моменты: определение социальной значимости проблемы, предварительный опрос целевой группы, ставящий целью определить ее заинтересованность и отношение к данной проблеме, планирование соответствующих мероприятий, мониторинг реализации программы,внесение коррекции в реализацию программы.Алгоритм реализации программ физического развития подростков в учреждении дополнительного образования предполагает последовательную реализацию целевого, методического, процедурно – организационного и контрольно-аналитического этапов. Важным аспектом достижения эффективности в применении технологии является учет при разработке методов и методик возрастных особенностей подростков, социального окружения подростков, состояния нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы физической культуры детей и подростков.Таким образом, особенности организации программ физического развития подростков состоит в приоритетной направленности содержания социально-педагогического процесса на освоение ими нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры. В нашем исследовании мы рассматриваем программы физического развития подростков как один из аспектов технологии менеджмента социальной работы. Особенности организации программ физического развития подростков как технологии менеджмента социальной работы заключаются в применении методов социально-педагогической направленности, оздоровительной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающихся видом физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Семенова И.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 122 - 127. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17254 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*