'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 25

Просмотры  177 просмотров

Чичканова Н.Л.

  


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье анализируется цифровая трансформация образования с акцентом на онлайн-обучение в преподавании информатики. Рассматриваются ключевые запросы педагогов и эффективные модели, такие как смешанное обучение, где преобладает асинхронная работа с цифровым контентом и поддерживаются кратковременные синхронные сессии. Подчеркивается роль информатики как метапредмета и значимость цифрового контента для успешного образовательного процесса.   

Ключевые слова:
цифровая трансформация, онлайн обучение, смешанное обучение, асинхронное обучение, педагогические запросы, цифровой контент, информатика   


Информатика представляет собой сложную техническую дисциплину, изучающую и систематизирующую принципы и методы создания, хранения, обработки и передачи данных с использованием вычислительной техники, а также функционирование и управление этими средствами.Курс информатики охватывает следующие аспекты:– языки программирования,– конструкции роботов,– методы накопления, хранения, обработки и передачи информации,– информированность общества [1].В современных условиях существует множество подходов к вовлечению школьников в мир информатики. Курс информатики предоставляет преподавателям дополнительные возможности для взаимодействия с учениками и развития их навыков. Разнообразие методов изучения этого предмета является преимуществом, так как позволяет каждому учителю выбирать подход в зависимости от уровня развития класса, целей обучения и технической оснащенности.Различные направления преподавательского курса информатики отражают процесс информатизации школьного образования с разных сторон. Эти направления не существуют в изоляции и взаимно переплетаются. Каждый преподаватель, опираясь на одно из направлений курса, неизбежно затрагивает вопросы остальных. Поэтому учитель должен обладать глубокими знаниями и пониманием целей и задач каждого направления педагогического курса информатики в школе. Современные педагоги должны получать соответствующую информационную подготовку, чтобы эффективно выбирать методы вовлечения учащихся в информатику как науку [2].На текущий момент ключевым трендом в школьном образовании является его цифровая трансформация. Это предполагает не только качественные изменения в образовательной среде, но и пересмотр целей и результатов образовательной системы. Одним из значимых изменений стало введение преподавания информатики с начальных классов. Важной частью современного образования является развитие алгоритмического мышления, которое всегда считалось важнейшим аспектом когнитивного развития. В условиях цифровой эпохи акцент на формирование алгоритмического мышления с раннего возраста и его дальнейшее развитие с помощью цифровых технологий становится особенно актуальным [2].Таким образом, основными целями цифровой трансформации образования являются развитие у школьников вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления. Наблюдается значительная интеллектуализация и роботизация учебной и познавательной деятельности, что требует усовершенствования подходов, которые не только передают учебные сообщения, но и воспроизводят структуру мышления, например, в форме ментальных схем. Ментальный подход важен тем, что он может значительно повысить эффективность образовательного процесса путем интеграции естественного и искусственного разума. В отличие от традиционных методов обучения, включая современные e-learning техники, которые функционируют по принципу «черного ящика», где образовательное воздействие происходит скрыто, ментальное моделирование и построение структур мышления позволяют применять принцип «прозрачного ящика» [3, с. 41]. Это позволяет свести процесс обучения к формированию у ученика необходимых ментальных структур и визуально оценивать их качество с помощью цифровых инструментов.Следует подчеркнуть, что стремительное и широкое внедрение цифровых технологий в обществе требует оперативной и эффективной цифровой трансформации образования. Этот процесс сталкивается с проблемами, такими как неадекватные обновления средств и методов электронного и дистанционного обучения в рамках традиционных методических систем, недостаточная подготовленность педагогического состава к новым условиям профессиональной деятельности, а также значительные материальные и интеллектуальные затраты. В связи с этим представляют интерес инновационные подходы, способствующие более эффективной цифровой трансформации образовательного процесса.Основной задачей педагога в преподавании информатики является разработка и внедрение ментального подхода, который расширяет и совершенствует современные дидактические принципы в контексте цифровой трансформации. Это предполагает обновление методов и средств обучения через применение ментальных технологий, направленных на развитие у учащихся вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления [3, с. 6].Исследования готовности педагогов к использованию онлайн-образовательных инструментов показали, что большинство из них имеет опыт работы с как локальными системами управления обучением (LMS), так и популярными платформами. Этот тренд, частично вызванный необходимостью дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19, можно рассматривать как позитивный аспект цифровизации образования. Однако среди факторов, затрудняющих полноценное онлайн-обучение, большинство респондентов отметило, что форма и содержание учебных материалов на доступных платформах не всегда соответствуют потребностям современного поколения. Кроме того, в условиях интенсивного педагогического процесса значительным препятствием стало отсутствие систематизированных средств онлайн-обучения, что ведет к значительным временным затратам на поиск, анализ и отбор наиболее подходящих ресурсов [4, с. 113].Анализ данных выявил ключевые запросы педагогов, касающиеся эффективной реализации онлайн-обучения. Наиболее эффективной и востребованной моделью сетевого педагогического взаимодействия оказалось смешанное обучение. В этой модели значительная часть учебного процесса организована асинхронно, посредством самостоятельной работы учащихся с цифровым контентом. В качестве дополнения проводятся кратковременные синхронные сессии, включающие взаимодействие с преподавателем и участниками учебной группы, а также индивидуальные консультации через видеоконференцсвязь [5, с. 109-111]. Таким образом, платформа должна поддерживать распределение учебного времени согласно данной модели. Педагоги выделили средства обучения как наиболее востребованный тип цифрового образовательного контента.Исходя из этого, информатика оправданно рассматривается как метапредметная дисциплина в школе, служащая инструментом познания, языком общения и описания результатов, а компьютер – как незаменимый инструмент для организации разнообразной информационной деятельности учащихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чичканова Н.Л. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 138 - 142. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17257 (дата обращения: 13.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17257



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.