'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  74 просмотров

Габров Ю.В.

  


ПЛАСТИНЧАТЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИДИОФОНЫ ИНУИТОВ КАНАДЫ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируются этнографические и экспериментальные данные по исполнительству на пластинчатых ламеллофонах инуитов Канады, а также рассматривается их типологическая принадлежность. Данные рассмотрены в контексте аналогичных фоноинструментов других регионов.   

Ключевые слова:
инуиты, эскимосы, чукчи, Канада, ламеллофоны, варганы   


Интересующие нас щипковые (пластинчатые) идиофоны или ламеллофоны условно можно отнести к идиоглотным, т.е. язычок в них не является отдельным элементом конструкции, а составляет единое целое с корпусом («рамкой»). По Системе Хорнбостеля-Закса они имеют классификационный номер 121.21. Однако СХЗ классифицирует только рамочные инструменты, в то время как интересующие нас предметы не имеют выраженной рамки или корпуса, и являются в полной мере идиофонными, т.е. самозвучащими. По этой причине для них больше подходит Классификация варганов Ж. Дарнон-Таурель и Дж. Райта, а также Регионально-историческая типология фоноинструментов народов Сибири Ю.И. Шейкина. По типологии Шейкина и по Классификации Ж. Дарнон-Таурель и Дж. Райта эти предметы относятся к категории «предварганов» (мы будем использовать этот термин для краткости). Типология именно щипковых идиофонов, а также сама коллекция Ю.И. Шейкина для нас особенно ценны, и мы будем обращаться к ним в данной статье. Однако вопрос классификации в нашем случае не так прост – мы коснёмся его ниже.Бытование подобных фоноинструментов в исторический период прослеживается у многих народов Северной Азии, а также у маори, у гавайских маоли и, конечно, у канадских инуитов. Последние представляют для нас особенный интерес, т.к. исполнительство на традиционных щипковых идиофонах у них утрачено и заменено игрой на железном европейском варгане, что описано в статье Питера Уитриджа. Нам ничего не известно о бытовании ламеллофонов у калааллит (эскимосов Гренландии) и у юитов (эскимосов Сибири). В Гренландии железный варган был заимствован вместе прочими европейскими инструментами. Нет сведений о каком-либо его предшественнике у калааллит. В Сибири юиты проживают в непосредственном соседстве с чукчами, у которых существовала традиция игры на пластинчатых идиофонах (ванны-ярарах), функционировавших в более широком культурном контексте: такие инструменты бытовали у коряков, эвенков и у ряда других народов Северной Азии. Ныне большая часть этих предметов утратила актуальность и была вытеснена железным варганом.Корень проблемы возрождения или же воссоздания техник игры на традиционных эскимосских (как и многих других) инструментах лежит именно в замене одних предметов другими. Об этом очень красноречиво свидетельствует аудиоколлекция «Inuit Throat and Harp Songs: Eskimo Women’s Music of Povungnituk». Среди прочего, коллекция содержит десять записей исполнительницы на варгане Аласи Аласуак (Alasi Alasuak). Одна из композиций Аласуак называется «Song of a Three Stringed Fiddle», т.е. «Песня трёхструнной скрипки». Очевидно, это отсылка к старинному смычковому инструменту канадских инуитов – таутируту, о котором упоминается в буклете, и на что недвусмысленно указано в аннотации к композиции со слов автора: «This song was about a fiddle with three strings which they used to play». В том же буклете содержатся очень ценные для нашей проблематики сведения: со слов Аласуак, иногда вместо варгана используют гусиное перо. Также есть фотография женщины, демонстрирующей игру на гусином пере. В 1985 году Аласи Аласуак в составе эскимосской делегации посетила Нью-Йорк, где исполняла свои композиции для варгана, и вновь отметила, что «металлические варганы заменили гусиное перо, которое раньше использовалось для таких наигрышей». Профессор Джилл Оукс (Jill Oaks), в рамках исследования одежды из кожи птиц у инуитов, пишет об использовании вторичных перьев крыла гаги: «Secondary wing feathers were used to create music by beating them like a Jews Harp». Уитридж тоже ссылается на эту публикацию.Фотография исполнительницы на гусином пере из буклета «Inuit Throat and Harp Songs»Инуитская игра на варгане. Фрагмент записи выступления Зиппоры Унгалак (Zipporah Ungalaq)Об этом же пишет и коллектив авторов Канадской Энциклопедии в статье об автохтонном населении Канады, в разделе «Жанры под влиянием евро-американской традиции» (упоминая при этом и таутирут). Для большей точности приводим весь отрывок, посвящённый варгану: «Dans la même région, certains Inuit sont devenus dhabiles joueurs de guimbarde, utilisant une technique semblable à la technique traditionnelle pour faire vibrer une plume doie entre les dents («suluk» au Québec arctique)». Т.о. можно не без основания считать перья семейства утиных основным щипковым идиофоном инуитов Канады до распространения железных варганов. Также можно условно принять название инструмента – сулук (suluk).Перьевые идиофоны, на первый взгляд, в принятой нами типологии функционируют в общемировом контексте т.н. «предварганов». Наиболее показательны инструменты из коллекции Шейкина:«Варган из щепки» (без атрибуции по месту происхождения), предварган,«Хомус из щепки» (саха), предварган,«Ыяш хомус» (байтагинские тувинцы), г. Кызыл, 1988 г., угловой варган.Варган из щепки. Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии. Коллекция Ю.И. Шейкина.Хомус из щепки. Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии. Коллекция Ю.И. ШейкинаЫяш хомусы. Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии. Коллекция Ю.И. Шейкина.Для пластинчатых предварганов, по всей видимости, характерна ступенчатая форма – рабочая плоскость (язычок) тоньше, чем конец, зажимаемый пальцами. Тувинские ыяш хомусы, хотя морфологически и относятся к отдельной категории инструментов («угловые варганы» по типологии Шейкина), т.к. представляют собой развилку ветки кустарника, но тоже могут называться предварганами из-за отсутствия выраженного корпуса или рамки. Что касается техники игры, то «звуки на таких инструментах извлекаются выщипыванием пальцами тонкой остроконечной стороны (язычка) пластины».К этому же семейству мы пока можем отнести фоноинструмент «рориа» (маор. rōria) новозеландских маори. Маори демонстрируют большое разнообразие конфигураций своего инструмента: рориа может иметь корпус («раму») из стебля растения с привязанным гибким язычком, может иметь вид привычного нам пластинчатого рамочного идиофона с вырезанным язычком, может изготавливаться из костяной пластины (с тонкой рабочей плоскостью), может быть просто оструганной щепкой. В одном из своих видео популяризатор Джером Каванах (Jerome Kavanagh) демонстрирует игру на рориа с двумя язычками, на которых он играет поочерёдно. Ранги Скиппер (Rangi Skipper) в телевизионной программе «Mai Time» за 1996 год играет на рориа в виде деревянной пластины без ступенчатой поверхности и без утончения язычка.Две конфигурации рориа: костяная пластина (Haumanu Collective) и деревянная щепка (из телепередачи Mai Time).Ранги Скиппер играет на рориа.Фрагмент телепередачи Mai Time.Джером Каванах играет на рориа с двумя язычками. Фрагмент цикла видеолекций «Introduction to Taonga Puoro».На Гавайских островах аналогичную функцию имеет ниаукани (гавайск. nīʻaukani). Однако его устройство сложнее: узкий язычок привязывается на деревянную дощечку, которая накладывается на открытый рот исполнителя, т.ч. звук проходит через неё. Изображения этого инструмента содержатся в книге нидерландского варганиста Фонса Бакса. Название инструмента указывает на материал язычка – черешок кокосового листа.Ниаукани и игра на нём.Полинезийские инструменты из книги Ф. Бакса: гавайский ниаукани, покакака с о. Айтутаки, новозеландский рориа со стеблем, новогвинейский сусап.Аналогичным образом действуют некоторые сахалинские инструменты – например, нивхский «кока чныр». Он изготавливается из листа упругой травы. Формально кока чныр имеет рамку и язычок, однако звукоизвлечение производится ударом отогнутого травяного язычка о поверхность листа, но не вибрацией.Фрагмент записи исполнения на кока чныре, 1993. Исполняет Князик Николаевна Чирик. Запись Василия Курикалова.Несмотря на отсутствие источников по технике игры на сулуке, мы можем сделать определённые выводы на основании косвенных данных: некоторые описанные выше предварганы из других регионов однозначно указывают на общность техник игры на них. При эскимосской технике игры, по всей видимости, удерживается стержень пера, а часть с опахалом прижимается к губам и дёргается от себя большим пальцем. Также в звукообразовании могут участвовать и зубы играющего, если верить авторам статьи в Канадской Энциклопедии. Наш опыт показал, что при описанном способе игры тембр звука возможно изменять ротовой полостью и горлом, как при игре на варгане. Звук относительно тихий и щёлкающий (если участвуют зубы исполнителя) или же несколько булькающий (если участвуют только губы) – он напоминает звук новозеландских инструментов. Исполнительница на чукотском ванны-яраре Олит Тевлянаут в ходе эксперимента предложила альтернативный способ звукоизвлечения, при котором конец опахала пера удерживается одной рукой, а второй рукой извлекаются музыкальные звуки посредством удара по стержню (при этом средняя часть стержня и опахала ударяют по зубам и губам играющего, создавая тремоло). При таком способе тембр более выражен, звук громче. С известной осторожностью мы можем предположить существование подобных инструментов, но уже из китового уса, у чукчей. Однако, кроме отрывочных воспоминаний, надёжных свидетельств у нас пока нет.Олит Тевлянаут демонстрирует две экспериментальные техники игры.Музыкальные перья инуитов (сулуки) в полной мере соответствуют описанным у Шейкина «архаичным фоноинструментам»: они не связаны с музыкальным творчеством напрямую, не изготавливаются специально для музыки. Более того, их не нужно вообще изготавливать – они изымаются человеком из окружающей живой природы. Они незаметны, и обладают простым звукоизвлечением. Но вопрос их классификации немного сложнее. В то время, как в инструментах семейства предварганов звук создаётся колебанием гибкого язычка, в перьевых инструментах звук зависит от удара плоскости пера о губы или зубы исполнителя, т.е. создаётся перкуссионным путём. В результате нашего эксперимента мы убедились, что и сами перья не способны к полноценной вибрации из-за своей жёсткости. Возникает вопрос: правомерно ли относить сулук и подобные ему фоноинструменты к семейству варганов вообще? Или для них стоило бы выделить отдельный класс в системах классификации? Вероятно, и сулук, и рориа, и иные подобные им музыкально-шумовые предметы по конструктивному признаку необходимо отнести к «простым пластинчатым идиофонам» или «простым ламеллофонам». Возможно даже употребление термина «сулук» («сулуки») для обозначения всего семейства инструментов – как аналог термина «варганы». Как видим, для инуитов Канады сулук, в каком-то смысле, действительно является «предварганом», т.к. непосредственно предшествовал исполнительству на варгане и был им замещён. Но по способу звукоизвлечения и даже по самим свойствам материала не может в полной мере соответствовать этой категории фоноинструментов, и должен быть отнесён к отдельному семейству.«Сулуки» из утиных перьев, использованные для эксперимента.В контексте возрождения и сохранения черт традиционной культуры коренных жителей Арктики исполнительство на сулуке вновь станет (наряду с танцем и парным горлохрипением) несложным, но заметным элементом фольклорного творчества инуитов Канады, а также фактором самоидентификации. Мы не исключаем возможности перенимания этого опыта эскимосами Сибири – в конце концов, нет оснований отрицать наличия у них в прошлом подобного рода исполнительства. То же может относится и к чукотскому населению. Такие параллели были показаны нами в предыдущих исследованиях. Вполне возможно, что новые источники подтвердят наши предположения. А выделение отдельного класса фоноинструментов на основе сулука поможет в дальнейшем более точно классифицировать подобные ему предметы, а также создать общемировой контекст инструментов и техник игры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Габров Ю.В. ПЛАСТИНЧАТЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИДИОФОНЫ ИНУИТОВ КАНАДЫ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 158 - 170. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17261 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17261



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.