'
Михайлова А.А., Крючкова Т.В.
ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ *
Аннотация:
в статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.
Ключевые слова:
градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация
Градация — это стилистический прием в художественной речи, который представляет собой последовательное наращивание или уменьшение элементов в тексте для создания особого эффекта. Этот прием может использоваться для усиления выразительности, подчеркивания важности какого-либо элемента, создания ритма и динамики.В литературе градация часто используется для создания драматического эффекта, подчеркивания внутреннего состояния персонажей или построения динамики сюжета. Например, в произведениях Шекспира или Толстого можно встретить градацию, которая усиливает эмоциональное воздействие на читателя или зрителя.В целом, градация помогает делать речь более выразительной и насыщенной, привлекает внимание к ключевым моментам и усиливает общий художественный эффект текста.Структурно-семантические особенности выражения градационных отношений в художественном тексте охватывают как лингвистический, так и методический аспекты, которые помогают создать нужный эффект в произведении.Градация в художественном тексте может быть классифицирована по различным критериям, таким как структура, характер основы градационного ряда и количество градонимов. Вот более детальная классификация:1. По структуре градационного ряда.Линейная градация:постепенное усиление - элементы градационного ряда идут в порядке увеличения степени интенсивности или значимости.Например: «Он был обеспокоен, взволнован, потрясён и, наконец, в ужасе»,постепенное ослабление - элементы следуют в порядке уменьшения степени интенсивности.Например: «Она чувствовала себя прекрасно, затем хорошо, потом просто удовлетворительно».Круговая градация:восходящая и нисходящая градация. Градация может сначала усиливаться, а затем ослабевать или наоборот.Например: «Сначала он был просто раздражён, затем раздражённее, потом почти в ярости, и, наконец, снова стал спокойным».-Ступенчатая градация:градация с резким скачком. Градационные элементы не идут по непрерывной линии, а представляют собой резкий переход от одного состояния к другому.Например: «Он чувствовал себя плохо, очень плохо, и вдруг совсем плохо».2. По характеру основы градационного рядаЛексическая градация:синонимическая градация - использование синонимов разной степени интенсивности.Например: «Успех был просто хорош, позже стал великим, и, в конце концов, потрясающим».антонимическая градация - использование антонимов для создания контраста.Например: «Он сначала был спокоен, затем обеспокоен, и в конце концов, в панике»Морфологическая градация:градация через степени сравнения - использование степеней сравнения прилагательных и наречий.Например: «Он был хорош, лучше, и в итоге - наилучший.»Семантическая градация:градация по семантическому полю - изменение смысла или контекста слов для создания градационного ряда.Например: «Сначала это была просто проблема, потом сложная задача, затем вызов, и наконец - катастрофа».3. По количеству градонимов.Двуступенчатая градация:два элемента - градация включает только два градонима.Например: «Он был просто расстроен и впоследствии глубоко разочарован».Многоступенчатая градация:три и более элемента - градация включает три или более градонимов, что позволяет более детально выразить изменения или усиливания.Например: «Она сначала была слегка взволнована, затем сильно встревожена, и в конце концов, практически в панике».Сложная градация:комбинированные ряды: использование сложных градационных конструкций, которые включают несколько рядов градации в одном предложении или тексте.Например: «Сначала это было лишь небольшое недовольство, потом серьёзное разочарование, а вскоре стало настоящим потрясением, сопровождаемым полным чувством катастрофы.»Эти классификации помогают понимать, как градация используется для достижения разных стилистических и эмоциональных эффектов в художественном тексте. В зависимости от того, как организована градация, она может усиливать воздействие текста, придавать ему ритм и глубину, а также создавать разнообразные выразительные оттенки.Анализ языкового материала показывает, что большинство слов русского языка могут вступать в градационные отношения разного рода и выражать градуированные значения. Этому способствует прежде всего то, что градуирование осуществляется с помощью разнообразных способов выражения: лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического. Мера оценочных градаций текстового события - важный имплицитный компонент градуального комплекса. Мера субъективных нисходящих и восходящих градаций является отражением в семантической структуре градуальности, а оценочные критерии меры носят преимущественно субъективный характер.В предложении сравнительно-градационные отношения мы можем наблюдать в конструкциях, составленных по определенной схеме: сравнительная форма прилагательного + чем: эта груша была слаще, чем яблоко, скатерть на столе белоснежнее, чем снег, вечер был более прохладный, чем всегда.При компаративном измеряемом: активирующий компонент градации -словоформа с союзом чем занимает позицию восполняющей формы:На черном небе начали мерцать звезды, и удивительно, мне показалось, что они еще выше, чем у нас на севере (М.Ю. Лермонтов).Пропозицию компаратива могут занимать местоименные слова типа другой, по-другому, наречие по-другому, при которых градационное отношение уступает место более широкому отношению различия:Жизнь на других планетах, возможно, окажется другой, чем на Земле(журн.).В отличие от чисто сравнительного соотношение сравнительного и градационного, антонимического и градационного, синонимического и градационного отношений указывают на сходство, подобие предметов не по их сути, а по их отношению к одному и тому же действию, признаку, событию. Это семантическое и структурное соединение выражает подчинительное отношение, определяя зависимое положение вводимой словоформы, но элемент градации привносит значение соединения и сближает подобную конструкцию с сочинительными элементами (ср.: а равно и, как... так и):На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу (М. Шолохов). Сравните: На войне как деревья, так и люди, имеют свою судьбу.В структуре предложения и текста можно выделить функционально-семантическую категорию градуальности, где значение различной степени проявления признака, процесса, действия выражается различными языковыми средствами, что и представляет общее функционально-семантическое поле градации.При отношениях градации в тексте следует учитывать, что фразеологизированные градульные компоненты являются прагматически значимыми элементами высказывания. Кроме того, они рассматриваются как элементы, которые эксплицируют определенные фрагменты картины мира говорящего и некоторые свойства языковой личности.Существует традиционное представление о том, что такие компоненты связаны с предложением и не могут быть изъяты без ущерба для смысла высказывания. Усиление внимания к прагматическому аспекту лексических единиц, в состав которых входят градуальные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, - непременное условие адекватного представления их значений в определенном контексте. Например:Мне было совершенно ясно. Этот пес вытащил самый главный собачий билет (М.А.Булгаков).Градация как стилистический приём художественной речи представляет собой последовательное увеличение или уменьшение признаков, свойств, или значений в тексте. Она помогает усилить выразительность и создать яркий эффект в речи. В школе на уроках литературы или русского языка этот приём можно рассматривать с разных сторон:Применение в письменной и устной речи:в литературе: градация может использоваться для создания ярких образов и усиления художественного эффекта.риторике и ораторском мастерстве: этот приём помогает сделать речь более убедительной и запоминающейся.В качестве закрепления материала по градационным отношениям, можно предложить следующие задания для обучающихся:проанализировать примеры градации в известных литературных произведениях,составить собственные предложения или тексты, используя градацию для создания нужного эффекта,обсудить, как градация влияет на восприятие текста и какую роль она играет в создании настроения.Понимание и умелое использование градации помогут обучающимся не только лучше анализировать художественные произведения, но и обогащать свои собственные навыки письма и речи.Таким образом, градация в художественном тексте является мощным инструментом для создания выразительности и динамики. Лингвистические и методические аспекты градации взаимодействуют, обеспечивая как структурное, так и семантическое разнообразие в тексте.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Михайлова А.А., Крючкова Т.В. ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 197 - 204. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17266 (дата обращения: 09.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*