'
Климантович Н.И.
ИГРА НА МЕЛОДИКЕ В ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО АККОРДЕОНИСТА *
Аннотация:
статья посвящена рассмотрению возможностей использования мелодики на начальном этапе обучения аккордеониста. Обсуждаются достоинства и недостатки мелодики в свете перспектив обучения на аккордеоне, предлагаются некоторые методические рекомендации по ее освоению.
Ключевые слова:
игра на мелодике, клавиетта, мелодическая гармоника, обучение аккордеониста
Мелодика относится к разновидности губных гармоник с клавиатурой [3, с. 5], другие ее названия − «мелодическая гармоника» или «духовая мелодика». Звук на ней образуется благодаря вибрации металлических язычков за счет подачи воздуха в мундштучный канал и пропуска его с помощью клапанов, которые открываются клавишами [3, с. 5].Инструмент, подобный мелодике, – «симфониум» − впервые сделал в 1825 г. Чарльз Уистон, английский физик и продавец музыкальных инструментов [6, 9]. Позже симфониум стал известен как «концертина» или «вибрандонеон», на котором играл Астор Пьяццолла [9]. Следующая ступень развития духовой гармоники − изобретение в 1829 г. «аккордиона» венским мастером Кириллом Димианом, который был, однако, еще далек от современного аккордеона. В 1941 г. Джозеф Ледерфин создал гармоникорд − своеобразную губную гармошку с клавишами. В 40-е гг. выпускалась мультимоника – своего рода фисгармоника-синтезатор, электронно-пневматическая гармоника. В 50-е появилась гармонетта – гибрид губной гармошки и баяна.Что касается собственно мелодики, то в 1958 г. мастерами немецкой компании «Hohner Musikinstrumente GmbH & Co. KG», основанной Э. Хонером – известным производителем различных гармоник во всем мире, была представлена первая модель инструмента Hohner Melodica Soprano с кнопками. Со временем торговая марка стала названием инструмента [5]. Одновременно с изобретением мелодики Андре Борелем в Италии была изобретена клавиетта, которая больше похожа на современные мелодики с клавиатурой в стиле фортепиано. В клавиетте использовались высококачественные язычки из нержавеющей стали, обеспечивавшие ей красивый звук и долговечность.Сегодня разновидности мелодики имеют разные названия. В Японии этот инструмент называется «мелодион», в Италии − «клавиетта», а в России прижилось название «мелодика». В настоящее время мелодики производит отечественная фабрика «Азия Мьюзик Компани», г. Иркутск (ALINA Student 32). Ранее их выпускали Полтавская фабрика (Мелодия 26) и фабрика в Ростове-на-Дону (Клавиетта).Стандартная мелодика имеет прямоугольную форму с закругленными углами, клавиатурой и отверстием под мундштук, который, как правило, идет в комплектацию вместе с мундштуком с гибким шлангом и мягким или твердым чехлом (см. фото в Приложении). Она позволяет менять высоту звука только правой рукой, без работы меха, просто осваивается детьми, легка и компактна по форме, неприхотлива в уходе, демократична по цене.Сегодня в Германии существует музыкальная школа Fröhlich (Фрёлих), где учатся порядка 50000 учащихся, в которой разработана система обучения на мелодике с последующим переходом на аккордеон [1]. Поступают в школу дети от 6 лет, за первый год они выучивают около 20 песен на мелодике. Уже после нескольких уроков ученики совместно играют небольшие пьесы и могут получить свой первый концертный опыт. После года обучения дети вместе с родителями решают, продолжать ли дальше играть на мелодике или переходить на аккордеон.В России школа игры на мелодике имеется только в Тамбове, ее возглавляет и развивает заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова Роман Николаевич Бажилин [2, 4]. Он преподает мелодику в ДМШ в рамках дополнительной общеразвивающей образовательной программы сроком 1 год, возраст поступающих – от 6,5 до 8,5 лет, подразумевая их дальнейший переход на аккордеон. Кроме того, уроки игры на мелодике как на самостоятельном инструменте практикуются частными музыкальными школами в различных регионах России (например, в Ладвинской музыкальной школе, Республика Карелия, преподаватель И.Н. Емельянова [8]). Автор настоящей статьи также использует мелодику в качестве вспомогательного инструмента при обучении игре на аккордеоне на занятиях в ДШИ «Весна» г. Новосибирска.Однако поскольку подобные случаи единичны, можно считать, что в целом исполнительство на мелодике не развито ни в предпрофессиональной, ни в любительской сфере. Между тем, обучение на мелодике начинающего аккордеониста имеет целый ряд преимуществ.Во-первых, этот инструмент демократичен по цене: его стоимость варьирует от 1600 до 25500 рублей, средняя ценовая категория − от 1500 до 6000 рублей. Встречаются такие марки мелодик, как Hohner, Stagg, Suzuki, Seidel, Yamaha, Alina Student. Попадаются и варианты инструмента, где фортепианная клавиатура в 13 клавиш поставлена на корпус в виде дудочки или русской жалейки (то есть это дудочка с клавиатурой от фортепиано или аккордеона в октаву), основные марки таких мелодик − Swen и Flight.В среднем мелодика весит около 400 грамм, и даже расширенные по диапазону мелодики не идут в сравнение с более тяжелым аккордеоном-«малышом», не говоря уже об инструменте трехчетвертного размера. Мелодику легко можно разместить на полке, положить в тумбу или в любое другое место, тогда как для баяна или аккордеона все же приходится искать свой уголок в квартире. Для большинства мелодик компании предоставляют в комплекте мягкий или твердый чехол, что удобно в перемещении и хранении инструмента. Мелодику нетрудно транспортировать, в отличие от аккордеона.Извлечение звуков на мелодике не требует особых усилий. Клавиши маленькие и относительно удобные, легко нажимаются. Существуют разные виды мелодик – альт, бас, что позволяет создавать ансамбли из этих инструментов. На мелодике можно играть и сидя, и стоя, и даже лежа. Разработана специальная технология, которая избавляет внутренности инструмента от лишней влаги и конденсата после музицирования для сохранения большей продолжительности эксплуатации. Для этого используется специальная кнопка, открывающая отверстие для выхода влаги.Детей привлекает миниатюрный вид инструмента: его можно осмотреть со всех сторон, покрутить, повертеть без особых усилий. Сегодня мелодики выпускаются в разных цветах, даже в розовом (для девочек), есть разноцветные, радужные модели. Клавиатуры также делаются в моноцветах (например, все клавиши окрашивают в черный цвет) либо в разных расцветках: самостоятельных или под стиль корпуса. К некоторым мелодикам с цветной клавиатурой прикладывают небольшое учебное пособие, чтобы можно было выучить ноты исходя из цветов. За счет одной клавиатуры обучение идет намного быстрее, нежели на аккордеоне. Добавим, что у мелодики довольно комфортное количество клавиш. Р.Н. Бажилин считает, что оптимальное их число − 32 и 37, то есть в диапазоне от 2 до 3 октав.Все эти достоинства делают мелодику привлекательной на начальном этапе обучения аккордеониста, однако имеются и минусы ее использования в этих целях. Так, при игре на мелодике невозможно изучить левую клавиатуру аккордеона или баяна, что может привести к ряду трудностей в дальнейшем. В качестве недостатка можно расценить и отсутствие меха: хотя способ звукоизвлечения на мелодике схож с аккордеонным, управление мехом и управление динамикой с помощью выдоха – вещи все же не одинаковые. Поэтому на освоение управления мехом в дальнейшем тоже будет тратиться определенное количество времени, как и на изучение левой клавиатуры, ведь левый полукорпус аккордеона потребует нововведений в поведении мышц левой руки и ее пальцев. Тем не менее, через аналогии с дыхательной работой обучающегося при игре на мелодике можно крайне подробно разобраться и с управлением мехом при игре на аккордеоне. Наконец, из-за того, что на мелодике можно играть в любом положении, на этапе знакомства с ней не ведется работа над должной посадкой за аккордеоном, которая формируется не один месяц или даже год. Все эти факторы необходимо учитывать, используя мелодику на начальном этапе обучения аккордеониста.Об эффективности такого опыта свидетельствует деятельность Р.Н. Бажилина, автора школы игры на мелодике [1−3], а также А.М. Мирека [7]. Несмотря на то, что разница в годах выпуска между этими пособиями насчитывает 50 лет, они органично и корректно дополняют друг друга как в теории, так и в практике. Работы предваряет краткий исторический экскурс по мелодике, выделяются ее музыкальные и конструкционные преимущества, упоминается об уходе за инструментом, о его комплектации.Во вступительном разделе к пособиям содержатся также сведения о постановки игрового аппарата, ряд теоретических знаний из курса сольфеджио в простом и понятном изложении. При игре стоя клавиши нажимаются правой рукой с полусогнутыми пальцами, как и на аккордеоне, что немаловажно. Однако игра большим пальцем не слишком удобна, у детей срабатывает природный хватательный рефлекс, и большой палец хочется поставить за клавиатуру, что характерно для баянистов. Такой способ постановки руки улучшает устойчивость мелодики, но также частично ограничивает игровой аппарат. Если же инструмент расположить на столе, то можно играть двумя руками, как на фортепиано. Мелодику необходимо держать перед собой под углом 45 градусов, а плоскость клавиатуры сместить правее, чтоб ее было хорошо видно. Локоть правой руки отодвинут от груди и слегка приподнят, при этом кисть не должна сгибаться в запястье. Мундштук мелодики плотно прижимается к губам.Отметим основные постулаты, на которые опирается методика работы Р.Н. Бажилина и А.М. Мирека. Так, основной целью занятий является укрепление любви к музыке и исполнительскому творчеству. Поэтому исполнение музыки должно занимать не менее 90% урока, а оставшееся время следует использовать для объяснений, как легче играть. Каждое изучение новой пьесы – это получение новой информации о музыкальной теории. То есть важна не теория сама по себе, а необходимые знания для конкретной практики.Второй принцип заключается в том, что на уроке постоянно должен быть музыкальный диалог между учителем и его учеником [1, с. 153]. Используется самый простой путь обучения – через подражание. Урок должен быть пронизан игрой. Мы же не говорим «возьми инструмент и поработай», а говорим «возьми инструмент и поиграй». Чтобы выигрыш ребенка была несомненным, необходимо задачу упрощать до минимума, особенно на начальном этапе.Например, для того чтобы ребенок овладел умением играть мягкой атакой, можно воспользоваться собственным показом и/или алгоритмом освоения от простейших навыков, которыми уже владеет ученик, до новых. Естественно, все умеют дышать. Можно попросить ученика с помощью живота сделать носом вдох, а затем ртом спокойно выдох. Желательно руку положить на живот, чтобы продемонстрировать, что вдыхать необходимо именно животом. Далее следует выполнять все то же самое, но вдох сделать коротким, а выдох длинным сквозь губы так, как дуют на горячее. Повторяем, теперь считая про себя, при этом вдох − на два счета, а выдох на четыре. Далее надо сделать последнее упражнение с помощью мундштука от мелодики (вдыхаем без мундштука, а выдыхаем в мундштук). И теперь можно подключить мундштук к мелодике, зажать любую клавишу и попробовать сделать мягкую атаку звука, исходя из проделанных ранее упражнений. Дальше нужно перейти к одновременному нажатию клавиши и подачи воздуха.После освоения азов мягкой атаки необходимо закрепить навык игрой легкой пьесы, например, детской песенки «Котик». При этом важно затронуть и образную сферу, что этот котик мягкий, маленький, пушистенький. Соответственно, и нажимать надо мягко, как котик бы нажал своей лапкой.В целом, над дыханием необходимо работать с первых же занятий, оно должно быть ровным, глубоким, спокойным. В качестве упражнения без мелодики можно взять полоску бумаги, и, держа ее перед собой, плавно и равномерно дуть на нее, стабильно контролируя колебания бумаги. Вдох делается через нос, выдох через рот. Важно показать, что звукоизвлечение с помощью дыхания на мелодике схоже с меховедением на аккордеоне. Например, на мелодике взятие дыхания перед началом звука так же важно, как и небольшой замах мехом (подобие ауфтакта) перед разжимом и началом звука на аккордеоне.Нередко ученик технично играет, но при этом зажат. До определенного момента он справляется со своим репертуаром, но у него уже складывается ощущение того, что качественная выразительная игра возможна только благодаря преодолению собственных мускульных зажимов. И это неправильно, так как очень непросто почувствовать грань необходимых больших энергетических затрат и лишних. Проще всего это заметить в начале обучения и сразу же устранить. Если зажимы, скованность, появление психологических моментов неверия в свои способности вовремя не устранять, то в дальнейшем они будут блокировать все важные игровые качества. Практика показывает, что многие зажимы устраняются благодаря естественному дыханию, что опять же является дополнительным плюсом в обучении игре на мелодике.Кроме того, регулярные дыхательные упражнения предупреждают развитие бронхиальной астмы и простудных заболеваний, обеспечивают постоянный активный приток кислорода, что благоприятно сказывается на всём организме. При дыхании задействуются мышцы пресса, что дает хорошую поддержку внутренним органам. Однако если ребенок уже имеет определенные проблемы со здоровьем, влияющие на состояние дыхательной системы (например, гипертония, сердечно-сосудистые или вирусные заболевания типа гриппа и ОРВИ), то мелодика ему не подойдет.Помимо работы над дыханием еще одной проблемой при освоении мелодики становится использование при игре большого пальца. Желание устойчиво установить руку заставляет опираться большим пальцем на стол вне клавиатуры, когда инструмент лежит, или в обратную сторону корпуса, когда на нем играют в вертикальном положении. Добавим, что при игре на мелодике сидя, когда инструмент лежит на столе, ребенку необходимо держать одну или обе руки на весу, тем самым разрабатывая навык контроля нажатия клавиш с опорой на них. В данной ситуации можно порекомендовать комбинировать игру с большим пальцем и без него. Стоит отдавать себе отчет, что нужная аппликатура для игры на аккордеоне – дело нарабатываемой привычки и личного опыта ученика.Исходя из того, что азы практического освоения музыки происходят только на мелодике, без подключения аккордеона, период использования мелодики можно разбить на 3 этапа.Первый этап предполагает игру исключительно на мелодике с постепенным объяснением и показом схожих техник и способов игры на ней и аккордеоне. Например, чтобы сделать на мелодике звук громче, мы должны дуть сильнее, играя на форте. На аккордеоне же чтобы играть форте, мы тянем мех сильнее. Тем самым проводится параллель: сильный напор воздуха из легких – более интенсивный разжим/сжим меха.На данном этапе используются упражнения на изучение клавиатуры и улучшение объема легких, например, игра гамм C, F, G-dur на легато (движение вверх на одном дыхании, движение вниз на другом), нон легато, стаккато, хроматическая гамма в одну октаву, игра нот под счет с максимальным продлением звука, игра одного звука с динамическими оттенками «piano-creschendo-forte», «forte-diminuendo-piano», а также динамически ровное ведение звуков, простейшие мелодии с фразировкой по два такта, например, русские народные песни «Картошка» и «Во саду ли, в огороде».Следующий этап предполагает параллельное использование мелодики и аккордеона. Если ранее сходства этих инструментов описывались преимущественно в теории, то сейчас осуществляется практика: обучающийся постепенно привыкает к аккордеону, его габаритам, возможностям, механизму и т.д. Но и от мелодики мы не избавляемся, продолжая параллельно совершенствовать навыки игры на ней.В этот период на мелодике практикуются различные упражнения на развитие скоростных навыков, на активное использование большого пальца, в том числе в приеме «подклада» (игра хроматической гаммы в основном большим и средним пальцами), игра мелодий с фразировкой по 3-4 такта, а также игра пьес с межтактовой и/или затактовой фразировкой (русские песни «Во кузнице», «Во поле береза стояла», М. Красев «Два веселых гуся»). Выбор пьес объясняется нестандартным взятием дыхания на мелодике или сменой меха на аккордеоне.Далее возможно предложить абсолютный переход на аккордеон без дальнейшего участия мелодики либо перейти к третьему этапу с двумя вариантами развития событий: 1) переход на аккордеон с частичным оставлением мелодики для преодоления дальнейших трудностей в изучении аккордеона, 2) сохранение единства аккордеона и мелодики − в этом случае последняя остается в качестве дополнительного инструмента. Это предполагает игру на ней сольных пьес, участие в ансамблях с несколькими мелодиками либо с любым другим инструментом, а также использование мелодики для возможного упрощения изучения технических приемов, например, звуковысотного вибрато или нетемперированного глиссандо.Выбор варианта обучения и соблюдение вышеперечисленных этапов носит исключительно рекомендательный характер и зависит сугубо от возможностей ученика и требований педагога.В целом, приведение примеров и параллелей мелодики с аккордеоном позволяет ребенку лучше понять устройство последнего, звукоизвлечение на нем, работу и значение меха, фактурные возможности. Думается, что мелодика является хорошей альтернативой ¾ (трехчетвертному) аккордеону: на нем часто начинается обучение в ДМШ / ДШИ, однако по размеру он больше подходит детям 9-10 лет. Отсутствие аккордеонов меньшего размера вполне компенсируется мелодикой, по крайней мере, в первый год обучения.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Климантович Н.И. ИГРА НА МЕЛОДИКЕ В ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО АККОРДЕОНИСТА // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 205 - 215. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17267 (дата обращения: 22.03.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*