'
Горновая С.И., Бурдуковская Е.А.
ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА В ПАРАХ «МАТЬ – ДОЧЬ», «МАТЬ – СЫН», «ОТЕЦ – ДОЧЬ», «ОТЕЦ – СЫН» *
Аннотация:
в статье представлено понятие семейного воспитания, как те или иные стили воспитания влияют на формирование личности ребенка, а также в статье описаны основные характеристики семейного воспитания в неполной семье.
Ключевые слова:
неполная семья, воспитание, родители
В последние несколько лет резко возросло количество неполных семей, что можно доказать с помощью ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ЕЖЕГОДНИКА РОССИИ ЗА 2023. Если смотреть данные, начиная с 1960-х годов до 1980-х. то можно увидеть, что процент детей, рожденных вне брака достаточно низкий (15-20%), но начиная с 1980-х годов процент увеличивается (самый высокий процент был около 40 %) вплоть до 2008 года. После 2008 года процент вновь начинает снижаться и уже достигает от 20-30% (даже если считать, что процент снизился, то 20% является довольно высоким показателем). На данный момент из 100% семей 60,5%-семьи с двумя родителями. Семьи с одним родителем составляют около 35%, из них 32,3% семей – одинокие матери с ребенком, оставшиеся 12,7% - одинокие отцы с детьми. Все представленные выше статистические данные, свидетельствуют, о росте неполных семей за последние 10 лет. [2, c 68].ПОНЯТИЕ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.Семейное воспитание представляет собой процесс воспитания детей, который осуществляется родителями или их заменяющими лицами, такими как родственники или опекуны. В основе семейного воспитания лежат различные стили, которые формируют личность ребенка и влияют на его будущее. Первым, кто систематизировал стили семейного воспитания, был П.Ф. Лесгафт.Стили семейного воспитания, оказывающие влияние на уникальность формируемой личности, определяются в зависимости от воспитательной деятельности и атмосферы в семье. Как отмечал П.Ф. Лесгафт (1837–1909), от этого зависит и тип личности ребенка: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый — злостный, угнетённый. [3] Стиль семейного воспитания определяет преобладающий способ взаимодействия между родителями и детьми, который проявляется в степени взаимопонимания, вовлеченности в решение общих проблем, общности взглядов и эмоциональной связи.Среди стилей воспитания выделяются следующие:– Авторитарный (от фр. autoritaire - властный) — характеризуется жестким контролем со стороны родителей, которые часто не учитывают мнение детей и уверены в своем непререкаемом авторитете. Это может проявляться в стремлении родителей воспитать ребенка наилучшим образом, хотя они могут не знать, как это сделать. Иногда такой стиль отражает особенности личности воспитателя.– Либеральный (анархический) (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — предполагает воспитание без ограничений, основанное на полной свободе и вседозволенности. Это может привести к формированию недисциплинированного человека, не признающего авторитетов и действующего беспорядочно.– Гуманистический (от лат. humanus — человеческий) — направлен на воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина.– Демократический (от греч. dēmos — народ + krátos — власть) — предполагает воспитание человека, который уважает общественный порядок, осознает свою роль в обществе и активно участвует в общественной жизни.Таким образом, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет ключевую роль, и выбор определенного стиля воспитания будет непосредственно влиять на формирование личности ребенка и его восприятие мира в будущем.ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПАРАХ «МАТЬ-ДОЧЬ», «МАТЬ-СЫН», «ОТЕЦ-ДОЧЬ», «ОТЕЦ-СЫН».Что же такое семейное воспитание в парах мать-дочь, мать-сын, отец-дочь, отец-сын? Таки модели семейного воспитания присущи не полным семьям, сразу хотелось бы отметить, что неполная семья, представляет собой семью, где внутренние отношения представлены одним из родителей и ребенком. Выделяют несколько видов неполных семей:1.Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на воспитании отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.2.Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.3.По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников. Однопоколенные же семьи состоят из одного родителя и ребенка. В большинстве случаях это мать и ребенок, так как количество семей отец и ребенок не велико.А) мать – дочь.С давних времен для девочки мама является самым главным образцом роли матери. Девочки после трех лет «примеряют» на себя то, что видят в маме, то есть всё, что с ней связано. В данном контексте выделяется ряд проблем, которые появляются с наступлением подросткового возраста. Ребенок начинает проявлять интерес к противоположному полу. Но так как у девочки не было примера общения с мужчиной из-за отсутствия его в семье, она не знает, как правильно установить контакт, как себя вести с мальчиками. Подросток может испытывать повышенный интерес к противоположному полу, в том числе, к мужчинам старшее ее, ища в них отца, которого у нее изначально не было. Иногда одинокие женщины впадают в крайности: пытаются внушить дочери, что мужчины – это зло, их стоит опасаться, запрещают общаться с мальчиками совсем или до определенного возраста. Итог данных отношений может быть разный. Девочка может замкнуться, стать застенчивой, неуверенной в себе. Или, наоборот, пойдет наперекор, у нее проявится ранняя сексуальность, что чревато опасными последствиями, например, ранней беременностью. В воспитании дочери важно своевременно проводить беседы, касающиеся полового воспитания. Но проходить они должны не в виде ультиматума или запретов. Девочка должна понимать, что может доверять маме, что у нее всегда можно спросить совета, поделиться эмоциями, и ее поймут. Подсознательно она должна стремиться не повторять участь одинокой женщины, но в этом ей могут помешать установки, которые ей привили с детства. Часто выросшие дочери повторяют судьбу матерей. Дело в том, что девочка не видела модель полной семьи, не знает, как поддерживать нормальные отношения с противоположным полом. Однако в голове все равно возникает романтический образ мужчины, которого она хотела бы видеть рядом с собой. Только поиск идеала может быть бесконечным. Поэтому важно, чтобы была возможность с детства контактировать со старшими мужчинами. Это может быть брат, дедушка, отцы подружек. В воспитании дочери важно своевременно проводить беседы, касающиеся полового воспитания. Но проходить они должны не в виде ультиматума и запретов. Девочка должна понимать, что может доверять маме, что у нее всегда можно спросить совета, поделиться эмоциями, и ее поймут. Подсознательно девочка будет, стремится не повторить участь одинокой женщины, но ей могут мешать установки, которые ей привили с детства. Часто выросшие дочери повторяют судьбу своих матерей. Дело в том, что девочка не видела модель полной семьи, из-за этого она не знает, как поддерживать нормальные отношения с противоположным полом. Однако в голове все равно возникает романтический образ мужчины, которого она хотела бы видеть рядом с собой. Только поиск идеала может быть бесконечным. Поэтому важно, чтобы была возможность с детства контактировать со старшими мужчинами. Это может быть брат, дедушка, отцы подружек и т.д. [1]Б) мать-сын.В своих книгах В. Н. Дружинин отмечает, что в данных детско-родительских отношениях мальчики предъявляют высокие требования к матери, например, не терпят ее негативных привычек или отрицательного поведения. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие “компенсаторной мужественности”, для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом на всю его жизнь [3].В) отец – дочь.В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков меж полового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной Обычно девочки не делятся всеми своими проблемами с отцом, и это нормально. Ситуация осложняется с наступлением переходного возраста. Отец может неосознанно ревновать дочь к мальчикам, что становится причиной жестких запретов. Но интерес к противоположному полу естественен для подростка. [5]Г) отец-сын.По словам В. Н. Дружинина, мальчики требуют много от отца, в результате чего у них происходит формирование идеального образа отца, родителя. Отец является защитником, как семьи, так и родины. Он вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика. Также он помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов. [2]С каждым годом растет количество семей, в которых есть только один родитель. Это значительно сказывается на воспитании детей и их восприятии своей гендерной идентичности. Кроме того, у многих детей, выросших в неполных семьях, формируется искаженное представление о семье, что является большой проблемой как для одной семьи, так и для всего общества и страны.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Горновая С.И., Бурдуковская Е.А. ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА В ПАРАХ «МАТЬ – ДОЧЬ», «МАТЬ – СЫН», «ОТЕЦ – ДОЧЬ», «ОТЕЦ – СЫН» // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 216 - 223. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17268 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*