'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  124 просмотров

Полиэктова Ю.А.

  


ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ *

  


Аннотация:
психические состояния играют ключевую роль в повседневной жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на поведение, принятие решений и восприятие окружающего мира. Особенно важно изучение психических состояний в контексте межличностных отношений, поскольку эмоции, мысли и внутренние переживания каждого из участников взаимодействия могут как способствовать укреплению связей, так и приводить к конфликтам или отчуждению.На сегодняшний день возрос интерес к исследованию психических состояний и их влияния на межличностные отношения, что объясняется необходимостью понимания внутренних факторов, влияющих на качество взаимодействий в семье, на работе, в дружбе и в других формах социальных связей. Современные реалии, такие как высокая стрессовая нагрузка, информационная перегрузка и изменения в социальном устройстве, требуют поиска новых подходов к поддержанию и улучшению межличностных отношений.   

Ключевые слова:
стрессовые состояния, межличностные отношения, когнитивные процессы   


Эта статья нацелена на исследование взаимосвязи между разнообразными психологическими состояниями и межличностными контактами, принимая во внимание их сложность и зависимость от множества факторов. В контексте данного исследования определены следующие задачи:1. Исследовать различные теории, объясняющие психологические состояния и их воздействие на поведенческие реакции и взаимоотношения между людьми.2. Анализировать ключевые категории психологических состояний (эмоций, мышления, стресса) и значение этих состояний для взаимодействия между людьми.3. Осуществить эмпирический анализ для идентификации конкретных корреляций между определенными психологическими условиями и уровнем качества взаимоотношений между людьми.4. Сформулировать методы коррекции деструктивных психоэмоциональных состояний для оптимизации взаимодействий между людьми, используя принципы психотерапии.Исследование базируется на междисциплинарной стратегии, объединяющей аналитические приёмы из психологии, социологии и психотерапевтической практики. Ключевые методологии охватывают:- Исследование публикаций о психологических состояниях и взаимодействиях между людьми.- Применение методов опроса и бесед для изучения психологических состояний и их эффектов на межличностные отношения.- Тщательное изучение и оценка собранных данных, применяя статистические инструменты для определения важных корреляций среди различных переменных.Основополагающие принципы состояний сознания.Психические состояния являются проявлениями функционирования человеческой психики, отличающимися изменчивостью и временной ограниченностью, и проявляются через взаимосвязь эмоциональных переживаний, мыслительных процессов и волевой активности. Они могут варьироваться по продолжительности, охватывая как эфемерные моменты, например, эмоциональную реакцию на стресс, так и более протяженные периоды, например, периоды пребывания в состоянии тревожности или депрессивного настроения.В науке психологии существуют различные методы классификации состояний психики:Эмоциональный спектр включает в себя как эмоции, так и настроения. Эмоции представляют собой мимолетные реакции на конкретные раздражители, в то время как настроения отличаются более продолжительной длительностью и могут не иметь прямой связи с определенными событиями.2. Когнитивные процессы: охватывают механизмы перцепции, когнитивные функции, запоминания и концентрации внимания. Они отображают уровень эффективности, с которым индивидуум анализирует данные и осуществляет выбор в определенный период.3. Волевые процессы: отображают интенсивность мотивационного компонента и эффективность человека в реализации поставленных задач, обозначая также его резистентность к стрессовым ситуациям и умение контролировать свои действия.4. Физиологические условия: ассоциируются с деятельностью нервной системы, гормональным балансом и общим состоянием здоровья, оказывающими глубокое влияние на психологические функции.Ключевые концепции, объясняющие взаимосвязь между психологическими состояниями и поведением.Чтобы осмыслить влияние психологических состояний на взаимоотношения между людьми, необходимо изучить ряд важных теоретических концепций:1. Теория когнитивной аппрезации Ричарда Лазаруса утверждает, что эмоциональные реакции индивида определяются его когнитивной интерпретацией ситуации. Включая анализ ситуации как потенциальной угрозы или вызова, данная теория указывает на влияние этой интерпретации на эмоциональное состояние индивида. Примером может служить ситуация, когда восприятие слов или действий другого человека как угрозы приводит к чувству тревожности или агрессии, что может осложнить межличностные взаимодействия.2. Теория социального обмена предполагает, что взаимодействие между людьми основывается на оценке преимуществ и издержек взаимоотношений. Эмоциональный фон индивида существенно влияет на его представления о стоимости и пользе отношений. В частности, индивидуум, испытывающий стресс, может воспринимать отношения как более обременительные, что увеличивает вероятность возникновения дисгармонии.3. Концепция эмоционального контагиоза: Этот принцип утверждает, что эмоциональные состояния индивида способны передаваться окружающим через мимику, жесты и другие формы невербального общения. Это влечет за собой риск того, что деструктивные эмоциональные настроения могут "заразить" других участников социального взаимодействия, снижая эффективность и положительное восприятие коммуникации и общих отношений.4. Модель транзактного анализа, разработанная Эриком Берном, представляет собой метод исследования межличностных коммуникаций как процесса обмена транзакциями. Эти транзакции происходят между тремя эго-состояниями личности: «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок». Каждое из этих состояний оказывает значительное влияние на характер и содержание коммуникации, в корне определяя динамику и особенности взаимоотношений.Освоение теоретических принципов психологических состояний имеет ключевое значение для оценки их эффектов на интерперсональные связи. Сложное взаимодействие между эмоциональными процессами, мышлением, волей и биологическими характеристиками личности играет решающую роль в определении поведенческих реакций индивида в разнообразных контекстах и последующих эффектах таких реакций на взаимоотношения с другими людьми. Далее в тексте статьи будет детально исследовано, каким образом конкретные психологические состояния могут модулировать различные аспекты межличностных взаимодействий.Влияние психических состояний на взаимоотношения между людьми.Психологические настроения в общении и их значение.Эмоциональные процессы занимают ключевое место в структуре межличностных коммуникаций, определяя динамику и качество взаимоотношений. Они влияют на манеру общения и поведение людей в социуме. Эмоциональные реакции могут как способствовать развитию и укреплению связей, так и становиться причиной конфликтов и недопонимания.Эмоции, наполненные позитивом, такие как радость, любознательность, и привязанность, улучшают качество взаимодействия, делая его открытым, искренним, и целенаправленным. Эти состояния усиливают взаимное доверие собеседников, обеспечивают более ясную коммуникацию и минимизируют риск возникновения конфликтных ситуаций.Негативные аффекты, вроде ярости, беспокойства или печали, могут затруднять эффективность общения. Ярость, к примеру, склонна к стимулированию агрессивных действий и применению обвинительного лексикона, что, в свою очередь, провоцирует агрессивный ответ или оборонительное поведение от собеседника. Беспокойство же может мешать четкости выражения собственных идей и эмоций, что ведет к взаимонепониманию или стремлению избегать взаимодействия.Эмоциональная регуляция: Владение навыками эмоционального саморегулирования играет важную роль в укреплении межличностных связей. Индивиды, способные адекватно управлять своими эмоциональными состояниями, эффективнее разрешают конфликтные ситуации и быстрее достигают взаимопонимания.Восприятие партнера в отношениях и когнитивные процессы.Когнитивные процессы, включая степень сосредоточенности, осознанное восприятие и анализ информации, играют важную роль во взаимодействии между людьми.1. Когнитивный анализ поведенческих проявлений партнёра: Наши представления и верования относительно мотивов и действий близких нам людей играют ключевую роль в формировании наших эмоциональных и поведенческих ответов. В случае, когда нейтральные действия партнёра воспринимаются как проявления отсутствия интереса, это может спровоцировать отрицательные чувства и стать причиной возникновения конфликта.2. Когнитивные дисторсии: Дисторсии такого рода, как привычка к катастрофическим прогнозам, склонность к принятию событий на свой счет (персонализация), или черно-белое восприятие реальности, могут серьезно нарушить межличностное общение. В качестве примера, индивидуум, обремененный черно-белым взглядом на мир, испытывает сложности в поиске общих решений и эмпатии к позиции оппонента.3. Когнитивные и коммуникативные навыки: Чёткость и ясность в выражении собственных идей и их соответствующая передача собеседнику являются ключевыми для эффективной интеракции. Неумение адекватно артикулировать свои размышления может вести к неправильному восприятию и ухудшению общественных связей.Аффективные состояния, когнитивные функции и стресс имеют значительное воздействие на межличностные связи. Осознание механизмов взаимодействия этих психологических аспектов и их влияния на поведение индивидов в контексте общения обеспечивает ключ к расшифровке основ конфликтов и трудностей в коммуникации, открывая двери для повышения уровня межличностных отношений. Дальнейший раздел посвящен демонстрации научного исследования, целью которого является изучение конкретных случаев, когда психологические состояния воздействуют на межличностное взаимодействие.Экспериментальный анализ воздействия психоэмоциональных расстройств на взаимодействие между людьми.Характеристика набора данных и примененных методологий анализа.Для исследования взаимосвязи между психологическими переживаниями и динамикой взаимодействий в различных социальных структурах был организован подбор участников. Образец включает людей разного возраста, социального положения и характера связей, таких как пары, друзья, коллеги.Выборка:- Численность участвующих составляет 150 индивидуумов, распределенных поровну между полами: 75 представителей мужского и 75 - женского.- Возрастные границы: с 18 до 65 лет.- Категории взаимоотношений: 50 пар, находящихся в браке, 50 индивидов, связанных дружбой, 50 работников корпоративных групп.- Социально-экономическое положение: включение представителей разнообразных социально-экономических слоев для повышения репрезентативности исследования.Методы исследования:1. Методика анкетирования: Применение стандартизированных опросников позволило оценить эмоциональное состояние, когнитивные процессы и уровень стресса среди участников. В состав анкет входили инструменты для количественной оценки тревожности, депрессивных проявлений, стрессовых реакций, а также инструменты для оценки интерперсональных отношений, включая аспекты как удовлетворённость близкими связями, так и частоту конфликтных ситуаций, глубину взаимопонимания.2. Исследовательский метод: Применение полуструктурированных интервью обеспечило сбор детальной информации о том, как психологические аспекты влияют на поведенческие реакции участников в различных контекстах. В ходе беседы исследователи задавали вопросы, направленные на выявление связей между недавними конфликтными ситуациями или моментами положительного взаимодействия и колебаниями в эмоциональной сфере участников.3. Наблюдение: Исследователи предложили некоторым участникам вести дневник для записи эмоциональных переживаний и межличностных взаимодействий в заданный временной промежуток. Этот подход обеспечил более детализированное понимание взаимосвязи между психологическими состояниями и поведенческими реакциями.4. Исследовательский процесс: В рамках научного проекта осуществлялось детальное наблюдение за тем, как специфически индуцированные эмоциональные реакции влияют на динамику отношений между партнерами. Для этого респондентов ставили в контексты, способные вызвать чувства счастья, беспокойства или напряжения, далее анализировалась адаптация их поведенческих стратегий во взаимодействии с близким человеком.Анализ полученных данных.Корреляционный анализ:Для выявления взаимосвязей между психологическими состояниями, такими как интенсивность тревожности или глубина депрессивных настроений, и параметрами качества взаимодействия с окружающими, в том числе количеством конфликтных ситуаций и степенью эмпатии в отношениях, использовался метод корреляционного анализа. Исследование обнаружило, что повышенное проявление тревожности и стресса значительно связано с участившимися разногласиями и ограниченным ощущением удовлетворения от взаимоотношений.Регрессионный анализ:Через применение регрессивного анализа были идентифицированы ключевые факторы, влияющие на качество взаимоотношений между людьми. Выявлено, что когнитивные искажения, в частности тенденция к негативному восприятию действий партнера, играют значительную роль в снижении уровня понимания между партнерами и увеличении количества конфликтных ситуаций.Тематический анализ интервью:В диалогах акцентировалось воздействие психоэмоциональных состояний на коммуникацию. Упоминалось, как хронический стресс вызывает эмоциональное обезличивание и уменьшение эмоциональной близости во взаимоотношениях.Анализ дневниковых записей:Анализ ежедневных записей участников выявил рецидивирующие модели, при которых депрессивные и тревожные расстройства способствуют деградации социальных связей, что, в обратном порядке, катализирует ухудшение психического здоровья.Исследовательские данные демонстрируют, что психоэмоциональное состояние индивида имеет существенное воздействие на интерперсональные связи. Переживание негативных аффектов и повышенный стрессовый фон приводят к деградации качества общения, увеличивают вероятность возникновения конфликтов и эродируют основу взаимопонимания между индивидами.Необходимо уделить приоритет анализу когнитивных функций: неверное толкование действий партнера и когнитивные дисторсии регулярно являются факторами разногласий и разочарования в отношениях. Кроме того, ключевую роль играют позитивные аффективные состояния, включая счастье и чувство удовлетворенности, которые способствуют усилению эмоциональной связи и повышению уровня взаимопонимания.Экспериментальное исследование подтверждает, что психологические состояния имеют существенное воздействие на межличностные взаимодействия. Результаты исследования подчеркивают необходимость заботы о психологическом благополучии для улучшения качества взаимоотношений в различных областях жизни. Полученные выводы также указывают на важность создания и применения методов психотерапии для коррекции отрицательных психологических состояний и усиления позитивных эмоций.В результате выполненной научной работы были выработаны следующие прикладные предложения:1. Развитие компетенций в области эмоционального интеллекта.Систематическое совершенствование способностей идентификации и контроля над собственными эмоциями способствует существенному улучшению взаимодействий с другими. Необходимо обучать индивидов осознанности и регуляции своих эмоциональных откликов.2. Взаимодействие с когнитивными шаблонами.Систематический анализ и модификация вредоносных мыслительных структур, включая неправильное толкование действий ближнего или склонность к преувеличению негативных сценариев, способствует более позитивному восприятию и адаптивному ответу на поведение окружающих.3. Применение психотерапии как метода помощи.Обращение к специалистам по психическому здоровью, в частности, к психотерапевтам, крайне важно для обработки психических расстройств, особо актуально это в периоды психоэмоциональных кризисов или продолжительной психической напряженности. Психотерапевтическая интервенция способствует предотвращению деструктивного воздействия на межличностные отношения и способствует разработке стратегий их эффективного восстановления.4. Стимулирование атмосферы для свободного выражения чувств.Необходимо формировать условия, обеспечивающие безопасность и поддержку для свободного проявления чувств, что ведет к углублению взаимного понимания и укреплению доверия в межличностных связях.Анализ элементов культурного воздействия.Изучение взаимосвязи культурного контекста с психологическими процессами и межличностными взаимодействиями обещает быть перспективным направлением в психологических науках. Разнообразие культурных норм и ожиданий может существенно модулировать интерпретацию и отклик на психические состояния.Долгосрочные исследования.Изучение взаимосвязи между психическими процессами и качеством межличностных взаимодействий на протяжении времени может предоставить глубокое понимание того, как вариации в психологическом состоянии и поведенческие изменения воздействуют на долговременную стабильность взаимоотношений.Эффект социальных сетей. Учитывая усиливающееся присутствие социальных сетей в общественном бытии, критично изучать их воздействие на психологическое благополучие индивидов и, как следствие, на динамику взаимоотношений между людьми.Ментальные процессы активно формируют основу для глубоких и продуктивных межличностных связей. Осознание влияния чувств, мыслительных процессов и реакций на стресс на динамику общения предоставляет возможность формировать стратегии, направленные на укрепление и оптимизацию связей между людьми. В контексте психотерапии, служащей мощным средством анализа и коррекции психоэмоционального состояния, ключевую роль играет умение распознавать и трансформировать негативные модели поведения и мышления, таким образом обеспечивая формирование стабильных и гармоничных отношений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Полиэктова Ю.А. ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 224 - 235. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17269 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17269



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.