'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 39

Просмотры  101 просмотров

Фунтова С.Н., Фунтов Р.С.

  


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает вопросы образовательных потребностей и специальных условий, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней раскрываются особые образовательные нужды этой категории обучающихся и требования к созданию специальных условий, которые обеспечивают доступность и качество образования для детей с различными ограничениями возможностей. Целью статьи является проведение анализа образовательных потребностей и специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.   

Ключевые слова:
дети с ОВЗ, социализация, безбарьерная среда, педагогическое сопровождение   


В современном мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей нуждается в особых образовательных условиях, способствующих их полноценному развитию и социализации. Вопросы организации эффективного обучения и воспитания детей с ОВЗ становятся все более значимыми как для системы образования, так и для общества в целом.Обучение и социализация детей с ОВЗ определяется их специфическими образовательными потребностями, обусловленными характером и степенью выраженности нарушений психофизического развития. Для того, чтобы обеспечить реализацию права на образование данной категории обучающихся, необходимо создание особых организационных, психолого-педагогических, материально-технических и других условий. Поиск и реализация таких условий является важной научной и практической задачей современной системы образования.Цель настоящей статьи - провести анализ образовательных потребностей и специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.Задачи исследования:Рассмотреть понятие "дети с ограниченными возможностями здоровья", охарактеризовать основные категории данной группы обучающихся.Выявить специфические образовательные потребности детей с ОВЗ.Определить специальные условия, необходимые для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья.Предмет исследования - образовательные потребности и специальные условия для детей с ОВЗ.Таким образом, исследование образовательных потребностей и специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной темой, имеющей как научную, так и практическую значимость.Понятие "дети с ограниченными возможностями здоровья" (далее - дети с ОВЗ) широко используется в современной психолого-педагогической науке и образовательной практике. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", дети с ОВЗ - это "физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" [1].В зависимости от характера нарушений психофизического развития выделяют следующие основные категории детей с ОВЗ: дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра, дети со сложными дефектами [2].Каждая из этих категорий имеет свои специфические психофизиологические особенности. Так, например, для детей с нарушениями слуха характерны недоразвитие или отсутствие слуховой функции, затруднения в восприятии речи и общении. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в пространственной ориентировке и формировании зрительных образов. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата типичны двигательные расстройства, ограничения в передвижении и самообслуживании [3]. Эти особенности детей с ОВЗ оказывают значительное влияние на их развитие, обучение и социализацию.Специфические образовательные потребности детей с ОВЗ определяются особенностями их психофизического развития. В ходе обучения дети данной категории нуждаются в:реализации специальных образовательных программ и использовании специальных методик, технологий, средств обучения,создании безбарьерной образовательной среды, учитывающей их индивидуальные потребности,специальном психолого-педагогическом сопровождении на всех этапах образовательного процесса,комплексной медико-социальной реабилитации [4].Так, например, для детей с нарушениями зрения актуальными являются потребности в использовании рельефно-точечного шрифта Брайля, тифлотехнических средств, развитии осязания и пространственной ориентировки. Для детей с нарушениями слуха - потребности в развитии остаточного слуха, формировании устной речи, применении особых методик обучения языку. Для детей с расстройствами аутистического спектра - потребности в структурированной образовательной среде, визуальной поддержке, специальных коммуникативных и социальных методиках [5].Таким образом, образовательные потребности детей с ОВЗ носят ярко выраженный специфический характер, обусловленный особенностями их психофизического развития. Удовлетворение этих потребностей является ключевым условием эффективности их обучения и воспитания.Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений современной системы образования. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя [1]:использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.Таким образом, создание специальных условий подразумевает адаптацию как образовательной среды, так и самого содержания и технологий образовательного процесса. Организация специальных условий должна учитывать вид нарушения развития ребенка, его индивидуальные особенности и образовательные потребности.Применение специальных условий обучения позволяет детям с ОВЗ эффективно осваивать образовательные программы, развивать сохранные функции, компенсировать нарушенные, преодолевать социальную дезадаптацию. Это способствует их успешной социализации и интеграции в общество.В качестве примера можно привести создание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата безбарьерной архитектурной среды, оснащение образовательной организации специальными техническими средствами (пандусы, лифты, адаптированные рабочие места). Или организацию для детей с нарушениями слуха образовательного процесса с использованием специальных акустических систем, развитие слухового восприятия и речевого общения.Таким образом, создание специальных условий обучения является необходимым компонентом реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексное применение таких условий позволяет обеспечить доступность и качество образования для данной категории обучающихся.Для достижения цели данной работы нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании использовались следующие методы:теоретический анализ научной литературы по проблеме,анкетирование педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ,экспертные интервью со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.Исследование проводилось на базе 10 образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, расположенных в разных регионах Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 68 педагогов и 15 экспертов психолого-медико-педагогических комиссий.Выборка педагогов была сформирована на основе следующих критериев: стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, опыт работы с детьми с ОВЗ не менее 3 лет. Среди респондентов были учителя начальных классов (36%), учителя-предметники (28%), педагоги-психологи (18%), учителя-логопеды (12%), дефектологи (6%).Эксперты психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) были представлены специалистами различного профиля: педагоги-психологи (40%), учителя-дефектологи (33%), врачи (27%). Стаж их работы в ПМПК составлял от 5 до 15 лет.Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики:1. Авторская анкета для педагогов "Образовательные потребности и специальные условия для детей с ОВЗ". Анкета включала вопросы, направленные на выявление:специфических образовательных потребностей детей с ОВЗ разных нозологических групп,проблем, возникающих в процессе обучения детей с ОВЗ,необходимых специальных условий для эффективного обучения и воспитания данной категории детей.2. Полуструктурированное экспертное интервью со специалистами ПМПК. Интервью было направлено на получение экспертной оценки:распространенности различных категорий детей с ОВЗ,ключевых образовательных потребностей детей с ОВЗ,основных компонентов специальных образовательных условий.Все участники исследования дали информированное согласие на обработку персональных данных.Анализ результатов анкетирования педагогов показал, что наиболее распространенными категориями детей с ОВЗ в образовательных организациях являются дети с задержкой психического развития (42%), нарушениями опорно-двигательного аппарата (32%) и расстройствами аутистического спектра (22%). Среди основных образовательных потребностей этих детей педагоги выделили:потребность в использовании специальных методик, технологий, средств обучения (78% респондентов),потребность в создании безбарьерной образовательной среды (69%),потребность в психолого-педагогическом сопровождении (63%).Что касается необходимых специальных условий обучения, педагоги отметили важность:адаптации образовательных программ и учебно-методических материалов (82%),использования специальных технических средств обучения (75%),привлечения квалифицированных педагогических кадров (69%).Результаты экспертных интервью во многом подтвердили данные, полученные от педагогов. Эксперты ПМПК также указали на ключевую роль специальных образовательных программ, технических средств, создания безбарьерной среды и психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, они акцентировали внимание на необходимости обеспечения доступности образовательной организации, вовлечения родителей в образовательный процесс, реализации комплексной медико-социальной реабилитации.Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить основные образовательные потребности детей с ОВЗ, а также определить ключевые компоненты специальных условий, необходимых для их эффективного обучения и воспитания. Полученные данные могут быть использованы при разработке адаптированных образовательных программ, организации специальных условий в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.В заключение проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:1. Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория обучающихся, имеющая широкий спектр нарушений психофизического развития, которые препятствуют получению образования в обычных условиях. К основным категориям детей с ОВЗ относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и др.2. Образовательные потребности детей с ОВЗ носят ярко выраженный специфический характер, обусловленный особенностями их развития. Ключевыми из них являются потребности в специальных образовательных программах и методиках, технических средствах обучения, адаптированной образовательной среде, психолого-педагогическом сопровождении.3. Создание специальных условий обучения, включающих в себя адаптацию образовательной среды, содержания, технологий и организации образовательного процесса, является необходимым условием реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение данных условий обеспечивает доступность и качество образования для данной категории обучающихся.Таким образом, изучение и учет образовательных потребностей детей с ОВЗ, а также создание для них необходимых специальных условий обучения является важной научной и практической задачей современной системы образования. Решение этой задачи будет способствовать успешной социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Фунтова С.Н., Фунтов Р.С. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 243 - 251. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17271 (дата обращения: 27.03.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17271



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.