'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 3
  4. Научная статья № 65

Просмотры  82 просмотров

Семикашева М.С.

  


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДИНАМИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКА *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются факторы, влияющие на динамичные процессы изменения структуры и содержания современного урока литературы. Рассмотрены качественные характеристики демократичным, технологичным, творческим, направленным на формирование соответствующих компетенций, а также критерии эффективности современного урока   

Ключевые слова:
современный урок, образовательный стандарт, профильное и предпрофильное обучение, компетенция, технологизация   


Урок, как и любые явления жизни не может пребывать в статичном состоянии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, которые не могут не влиять на форму и содержание урока. Вместе с тем, какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. При этом за учителем всегда сохраняется роль ведущего. Однако трансформация урока неизбежна. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов: - появляются новые образовательные стандарты, обновленные программы и учебники, требующие совершенствования форм обучения; - новые задачи перед современным уроком ставит переход на предпрофильное и профильное обучение; - значительное влияние на современный урок оказывает информатизация образования; - организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Все это влияет на качество, содержание, формы организации урока литературы. Мы считаем, что современный урок литературы должен быть демократичным: дети не должны боятся высказывать свое мнение, легко принимать новшества; на таком уроке и учителю и ученику должно быть комфортно. Урок должен быть интересным, благодаря использованию новых, в том числе, компьютерных, здоровьесберегающих технологий. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Должна меняться сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования урок превращается в диалог учителя с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. Урок литературы должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. Современный урок литературы должен воспитывать эстетические вкусы, развивать восприимчивость к красоте, интерес к художественному слову. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и с целостным развитием личности, ее познавательными и созидательными способностями. Он должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь. Сегодня существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, разнообразные дидактические материалы, позволяющие сделать урок более интересным, ярким, насыщенным. Другая важная тенденция – это технологизациия образования. Педагогические технологии позволили сформировать свой понятийный аппарат: — технологическая карта тематического и поурочного планирования; — технологический прием; — этап технологии; — задача этапа и диагностика его эффективности. Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения. Повысилась активность учащихся. Сформировалась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов. Изменилась система оценивания учебных достижений школьников. Разработаны новые способы оценивания знаний. В основе современного урока лежит компетентностный подход. Он имеет свой понятийный аппарат: — ключевые и базовые компетенции; — опыт ученика; — умение решать жизненные и психолого-педагогические ситуации. Разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности, предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и учебников с позиций компетентностного подхода. Утвержден новый базисный учебный план, где показана возможность исследовательской работы школьников, выполнения ими проектов. Разработаны способы формирования и оценки компетентностей – «Портфолио», проекты, дневники достижений и другие. Обусловлены критерии эффективности современного урока: - обучение через открытие; - развитие личности; - способность ученика проектировать свою деятельность; - демократичность, открытость; - осознание учеником деятельности - того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом; - деятельность ученика, позволяющая ему в коллективном поиске приходить к открытию; - ощущение радости от преодоленной трудности учения. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно- поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Семикашева М.С. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДИНАМИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКА // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 334 - 337. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1728 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1728



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.