'
Семикашева М.С.
ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ. ВИДЫ ЧТЕНИЯ: ТРАДИЦИОННОЕ, СМЫСЛОВОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ), ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ *
Аннотация:
в работе рассматриваются проблема чтения как основной формы освоения литературных знаний, виды чтения. Акцент делается на таких видах чтения, как традиционное, смысловое (продуктивное), функциональное, выявляются способы чтения, психолого-педагогические компоненты чтения, анализируется методика организации чтения на уроках литературы
Ключевые слова:
смысловое чтение, функциональное чтение, кластер, предметные, личностные, метапредметные образовательные результаты, психолого-педагогические компоненты
Если исходить из организационных особенностей процесса чтения, то условно можно выделить следующие традиционные виды чтения:. - слуховое, самостоятельное, коллективное, выразительное, внеклассное, творческое, комментированное, аналитическое, по ролям, изучающее, ознакомительное, просмотровое. Современные подходы к чтению и изучению художественных произведений на уроке литературы сопровождаются поисками новых, эффективных приемов и видов чтения. Сегодня часто используются такие виды, как продуктивное (смысловое) чтение, функциональное чтение. Они опираются на традиционные виды. Вместе с тем, предполагают усовершенствование отдельных видов чтения. Это вызвано необходимостью актуализировать чтение, вызвать интерес учащихся к нему, так как в последние годы наблюдается снижение интереса школьников к чтению. Смысловое (продуктивное) чтение Обращение к смысловому чтению связано с переосмыслением технологии работы с текстами, с мотивацией учащихся, с целью направить их на осмысленное и увлеченное чтение. В связи с этим можно выделить ряд умений, формируемых в ходе смыслового чтения: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать необходимую информацию из прочитанного; различать основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п. Ученые выделяют различные способы смыслового чтения: аналитический (структурный), синтетический (интерпретационный) и критический (оценочный). Кластер Кластер - это способ графической организации материала- успешно может быть использован после прочтения произведения Этапы работы при создании кластера: анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними; исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы; отражение связей между понятиями - использование различных знаков. Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы, например, «Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?», «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д. Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов, соответствующих требованиям модернизации образования. формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 3
Ссылка для цитирования:
Семикашева М.С. ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ. ВИДЫ ЧТЕНИЯ: ТРАДИЦИОННОЕ, СМЫСЛОВОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ), ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ // Вестник науки №6 (15) том 3. С. 338 - 341. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1729 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*