'
Катричева А.А., Копосов А.В.
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД *
Аннотация:
в работе дается оценка возможности реализации концепции зональной навигации в зоне ответственности Санкт-Петербургского центра ОВД с целью выявления потенциала для повышения уровня безопасности полетов и более эффективного использования воздушного пространства.
Ключевые слова:
навигация, зональная навигация, Санкт-Петербург, центр ОВД
Ввиду увеличивающегося пассажиропотока появляется необходимость оптимизации процессов организации воздушного движения. Одним из методов решения этого вопроса является более эффективное использование воздушного пространства.Особенно необходимо предпринимать меры по совершенствованию системы организации воздушного движения в наиболее загруженных регионах, таких как Северо-Западный регион Российской Федерации, в частности, Санкт-Петербургский центр ОВД.Санкт-Петербургский центр ОВД является частью филиала «Аэронавигация Северо-Запада» Федерального государственного унитарного предприятия «Госкорпорация по ОрВД», который в своей деятельности решет задачи, связанные с организацией и управлением воздушным движением, радиотехническим обеспечением полетов воздушных судов и авиационной электросвязи в Северо-Западном регионе. Северо-Западный регион Российской Федерации является одним из наиболее быстро развивающихся ввиду того, что по его территории проходят трансполярные, кроссполярные, транссибирские, часть трансазиатских маршрутов с разветвленной сетью международных воздушных трасс, соединяющих различные города Европы, Америки и Азии.При совершенствовании авиационной системы необходимо учитывать факт того, что безопасность полетов должна оставаться на требуемом уровне, а, как известно, радиотехнические средства и их непосредственное применение в рамках управления воздушным движением играют одну из ключевых ролей в части обеспечения надежного и безопасного ее функционирования.Существует множество путей повышения эффективности использования воздушного пространства и одним из них является предложенная комитетом FANS и одобренная Международной организацией гражданской авиации концепция зональной навигации.Зональная навигация (RNAV) – метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять маршрут по любой желаемой траектории в пределах зоны действия основанных на опорных станциях навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств или их комбинации [1, с. 23].В рамках предложенной концепции рассматривается внедрение различных спецификаций – требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства [1, с. 24].В основе каждой из предлагаемых спецификаций лежит необходимость применения определенного вида радиотехнического оборудования. Так, выделяются следующие комбинации средств, применяемых в качестве источников информации:пара всенаправленных дальномерных радиомаяков (DME/DME),пара, состоящая из всенаправленного радиомаяка азимутального и всенаправленного маяка дальномерного (VOR/DME),пара всенаправленных дальномерных радиомаяков с использованием инерциальных опорных систем (DME/DME/IRS),GNSS.В рамках плана внедрения навигации, основанной на характеристиках, в воздушном пространстве Российской Федерации, одобренном Рабочей группой, применяемыми на территории Российской Федерации, являются RNAV 5 в континентальном воздушном пространстве и RNAV 1 в районе аэродрома [2, с.1]. Для данных спецификаций возможно применение различных комбинаций радиотехнического оборудования, в честности систем VOR/DME, DME/DME, а также GNSS.Анализируя представленные в сборнике аэронавигационной информации (AIP) данные, можно сделать вывод о технической оснащенности радиотехническими средствами рассматриваемой территории Санкт-Петербургского центра ОВД.Так, можно сделать вывод о необходимости установки дополнительных датчиков навигационной информации VOR для возможности реализации требований спецификаций.Возможность применения GNSS в пределах Санкт-Петербургского центра ОВД ограничивается точностью определения местоположения воздушных судов при выполнении полета в районе Финского залива, что подтверждается проводимыми проверками работоспособности системы.В свою очередь, наиболее благоприятным является использование системы DME/DME как датчиков навигационной информации. Это обуславливается, в первую очередь, оснащенностью территории Санкт-Петербургского центра ОВД дальномерными радиомаяками.Рис. 1. Взаимное расположение дальномерных радиомаяков в Санкт-Петербургском центре ОВД.Также, рассматривая данные, приведенные в документах ИКАО, можно сделать вывод о том, что навигационная система на базе DME/DME обладает наивысшей точностью в сравнении с VOR/DME и GNSS [3, с. 551]. Так, в рамках применения требований концепции RNAV 5 получаются следующие значения требуемой точности определения местоположения воздушного судна:- VOR/DME – 8,22 км на удалении 100 км или 9,81 км на удалении 170 км,- DME/DME – 3,95 км,- GNSS – 4,65 км.Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации концепции зональной навигации, рекомендуемой ИКАО, наиболее целесообразно использовать в качестве источников навигационной информации систему, состоящую из комбинации дальномерных радиомаяков. Это позволит решить вопрос более эффективного использования воздушного пространства и повысит уровень безопасности полетов в системе организации воздушного движения.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Катричева А.А., Копосов А.В. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 406 - 411. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17308 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*