'
Логачев Д.В., Баева Д.Н., Загоруйко Ю.А.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ *
Аннотация:
в рамках данной статьи рассмотрены особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры и их влияние на развитие мотивации, социализации и повышение двигательной активности обучающихся. Автор анализирует различные виды подвижных игр и дает примеры подвижных игр, которые можно использовать на уроках физической культуры в начальных классах.
Ключевые слова:
физическая культура, подвижные игры, младшие школьники, игры с мячом, игры Белгородчины, народные игры
Учебная программа по предмету «Физическая культура» нацелена на решение задач физического воспитания и реализуется по следующим направлениям: развитие физических способностей, повышение физической активности, участие в соревнованиях и мероприятиях в области ЗОЖ и спорта.Для решения задач физического воспитания в образовательной организации необходимо использование различных технологий повышения эффективности учебного процесса (использование игровых или цифровых технологий, дифференцированный или лично-ориентированный подход и т.д.). Одним из распространенных игровых приемов на уроках физической культуры являются подвижные игры, которые способствуют не только развитию физических качеств, но и повышению мотивации, социализации, развитию сотрудничества и т.д. Именно игры занимают важное место в процессе обучения школьников. Значение игры неисчерпаемо и не стоит его оценивать только развлекательными возможностями. В этом и состоит ее уникальность. Являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.Социологами доказано, что игра – это самый интересный, захватывающий и наиболее успешный вид обучения. Д.А. Попов отмечает, что «во все времена различные игры остаются одними из самых эффективных методов улучшения двигательных качеств, так как именно они оказывают стимулирующие влияние на развитие координации движений, скорость, силу и др.» [1, с.3].При выборе подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и цели учебного занятия. Подвижные игры могут включать элементы соревнований и сотрудничества, благодаря которым формируется командный дух, развивается стратегическое мышление и повышается настроение школьников.К подвижным играм относятся: «День-ночь», «Белочки и охотник», «Редя», «В ворона» и т.д.При проведении подвижных игр в процесс обучения младших школьников можно учитывать региональный компонент. Для каждого региона характерны свои традиции и игры, в которых отражен культурный и местный компонент. С.М. Зайцева и Ф.И. Собянин отмечают, что внедрение подвижных игр Белгородчины на уроках физической культуры в начальной школе «позволило повысить интерес детей к занятиям физической культурой, улучшить показатели физического развития и достоверно повысить уровень проявления ловкости, быстроты, выносливости, улучшить функционирование сердечно-сосудистой системы» [2, с.5].К подвижным играм Белгородчины авторы относятся: «Лиска-лиса», «В выбивного», «Собачка», «Белочки и охотник», «Яша и Маша», «В Трифона» и т.д.Для развития и совершенствования физических качеств младших школьников необходимо внедрять в урок подвижные игры с мячом. О. Лопатина, О. Шубина и А. Бастрыкина отмечают, что использование «подвижных игр с мячом способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию младших школьников, улучшению у них психомоторных качеств и развитию культуры движений» [3, с.92].К таким играм относятся «Кого назвали, тот и ловит», «Поймай мяч», «Штандер-стоп», «Стенка», «Картошка» и т.д.Важным компонентом проявления собственных черт каждого народа являются народные игры. Их сущность состоит в восхвалении традиций и культурного богатства народа. З.М. Кузнецова отмечает, что «народные игры выступали как средство развития, познания, совершенствования физических качеств и умственных способностей детей, молодежи и старшего поколения» [4, с.164].Для народных игр характерна оригинальность, внедрение элементов народных танцев и песен в подвижные игры. Использование народных игр на уроках физической культуры способствует целостному развитию личности младших школьников.К народным играм относятся подвижные игры с элементами танцев, песен, такие как «Калинка-Малинка», «Хоровод», «Гусли» и т.д.На основании возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста нами были разработаны рекомендации по внедрению подвижных игр в процесс обучения:1. Для повышения интереса обучающихся к уроку физической культуры при выборе игр необходимо учитывать их предпочтения.2. Для улучшения коммуникации и сотрудничества необходимо использовать командные подвижные игры.3. При выборе подвижных игр необходимо учитывать уровень физической подготовки обучающихся.4. Для повышения мотивации на уроках физической культуры можно использовать специальные подвижные игры, направленные на повышение интереса обучающихся, учет их потребностей и желаний.5. В конце урока обязательно проводить рефлексию.Соблюдение данных рекомендаций поможет учителям физической культуры эффективно внедрять игровые приемы в учебный процесс, с учетом предпочтений и потребностей младших школьников.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Логачев Д.В., Баева Д.Н., Загоруйко Ю.А. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 546 - 550. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17340 (дата обращения: 10.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*