'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 3
  4. Научная статья № 111

Просмотры  57 просмотров

Бородина Е.В., Карташова Д.Д.

  


МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ С МЕСТ ПОГРУЗКИ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается организация эффективного перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, включая одну из важнейших составляющих - маршрутизацию перевозок грузов. Представлены пути повышения отправительской маршрутизации с мест погрузки и получаемые эффекты от предлагаемых мероприятий. Приведены рассчитанные количественные и качественные показатели, обосновывающие эффективность формирования отправительских маршрутов с нефтеналивными грузами с мест погрузки на примере ПНП АО «Газпромнефть - Московский НПЗ» при отправлении с железнодорожной станции примыкания общего пользования Яничкино Московской железной дороги.   

Ключевые слова:
маршрутизация перевозок, маршрут, отправительский маршрут, нефтеналивные грузы, железнодорожные пути, места погрузки, станция примыкания, технические станции, оборот вагона, парк вагонов   


Маршрутизация перевозок – это один из наиболее эффективных способов организации вагонопотоков при перевозках больших объемов массовых грузов, перемещаемых от места зарождения (станции погрузки) до места погашения (станции выгрузки). Согласно [1] маршрутом с мест погрузки называется состав поезда установленного веса и длины, сформированный в соответствии с [2] и планом организации (формирования) маршрутов из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями на одной или нескольких станциях назначением на одну станцию выгрузки или распыления (расформирования). Обязательным условием маршрутизации является освобождение не менее одной технической станции от переработки в пути следования, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.По условиям организации маршрутов с мест погрузки на железнодорожном пути необщего пользования (ПНП) выделяются отправительские маршруты (ОМ), которые формируются с участием грузоотправителей на основе заявок на перевозку грузов и на основании договора на эксплуатацию железнодорожного ПНП или договора на подачу и уборку вагонов, а также по договору между отправителем и грузоперевозчиком на путях общего пользования станции [3]. Отправительский маршрут может состоять из вагонов, оформленных как одна маршрутная отправка, или из нескольких групповых или повагонных отправок.Условия доставки грузов в отправительских маршрутах делятся на два вида: первый – организация маршрутов с мест погрузки, второй – организация маршрутов по назначениям.С мест погрузки выделяются следующие маршруты:- погруженные и сформированные одним или несколькими грузоотправителями на одном ПНП,- из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной станции общего пользования или нескольких станций участка (ступенчатые, станционные и участковые маршруты),- организуемые на станции, где есть заадресовочная маршрутная база для однородных грузов, поступающих с нескольких станций одного грузообразующего района.По назначениям выделяются следующие маршруты:- прямые, сформированные из вагонов, следующих на одну станцию выгрузки для одного или нескольких получателей,- в распыление, сформированные из вагонов с грузами, следующих на станцию заадресовки грузов получателям, находящимся в зоне обслуживания заадресовочной базы.Маршрутизация перевозок способствует экономии вагоно-часов простоя при проследовании вагонов без переработки на попутных технических станциях, благодаря чему уменьшается время доставки грузов, экономится время в пути и сокращается время простоя поездных локомотивов и локомотивных бригад.Перевозчик определяет целесообразность и эффективность применения маршрутизации со станций погрузки с целью ускорения доставки грузов, сокращения эксплуатационных расходов, а в конкретных случаях, сопоставляет возникающие дополнительные затраты на станциях погрузки и выгрузки с получаемой экономией от проследования маршрута без переработки попутных технических станций.Важным вопросом в организации перевозок нефтеналивных грузов является обеспечение станций налива порожними цистернами, эффективной организации продвижения порожних вагонопотоков к месту погрузки. Для обеспечения равномерного отправления нефтеналивных грузов целесообразно создание технологического резерва порожних цистерн и своевременной подготовки их к наливу.По улучшению маршрутизации перевозок в данной работе рассмотрены следующие мероприятия, к которым носятся:- повышение статической нагрузки цистерн с 57 тонн до 63 тонн, увеличение состава маршрута до 72 вагонов, в связи с этим необходимо применять трехсекционные электровозы [5].- формирование маршрутов путём организации одновременного налива нескольких видов нефтепродуктов на разных эстакадах нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ),- отправление отправительских маршрутов по жёстким нитка графика и строгое соблюдение графика движения поездов,- концентрация технических и коммерческих операций (перенос их со станции примыкания общего пользования на ПНП), что требует совершенствования технологических процессов, развития инфраструктуры (электрификации подходов к местам погрузки), увеличения числа маневровых локомотивов на ПНП,- удлинение путей общего пользования на станциях примыкания общего пользования,- проследование маршрутов к станциям назначения в обход транспортных и железнодорожных узлов, сокращение числа переработок на технических станциях в пути следования и сокращение стоянок на них за счет смены только локомотивных бригад без смены поездных локомотивов, что приводит к сокращению времени оборота вагона,- совершенствование нормативной базы отправительской маршрутизации.Указанные мероприятия позволяют получить ряд эффектов. Большие резервы заложены в улучшении использования рабочего парка цистерн. Сокращение времени оборота цистерн только на 1 час в масштабах сети позволяет обеспечить дополнительную перевозку 2,7 млн. тонн нефтеналивных грузов. В свою очередь, повышение статической нагрузки при перевозке нефтегрузов, оказывающей большое влияние на производительность и уровень использования цистерн, повышение только на 0,5 тонн/вагон позволяет увеличить объём перевозок в целом по сети на 4,8 млн. тонн.При выделении жестких ниток графика для маршрутов обеспечивается ритмичность грузоперевозок и согласованность действий оперативного персонала железных дорог в управлении перевозками. Равномерно отправлять нефтепродукты с ПНП позволит создание резерва из порожних цистерн.Кроме того, вышеуказанные мероприятия позволят уменьшить межоперационные простои на ПНП, сократить обслуживающий персонал на станции примыкания при переносе технических и коммерческих операций на ПНП, увеличить погрузку нефтегрузов при развитии самой инфраструктуры мест погрузки. Электрификация подходов к ПНП, удлинение путей на станции примыкания общего пользования позволит уменьшить маневровую работу по формированию маршрутов с нескольких приемо-отправочных путей и создаст возможность отправлять со станции полносоставные поезда, сформированные на одном пути.Организация транспортировки нефтегрузов в России такова, что около 90–95% всех перевозок осуществляются с участием двух и более видов транспорта, но при этом в транспортных узлах, являющихся стыковочными пунктами различных транспортных систем (железнодорожного, морского, автомобильного транспорта), грузы находятся до 70% времени своего оборота. Поэтому пути следования отправительских маршрутов необходимо проектировать в обход железнодорожных и транспортных узлов.При перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом необходимо обеспечить максимальную гибкость услуги, т. е. доставку точно в срок, что должно соответствовать высшему классу транспортно-логистических услуг. В результате именно за счет логистики высокого уровня, при оптимизации технологических и технических параметров системы транспортировки маршрутов обеспечивается ощутимый экономический эффект, повышаются конкурентные преимущества в борьбе за перевозку массовых грузов, снижаются расходы в логистических цепях поставок, грузоотправители закрепляются за железнодорожным транспортом и увеличиваются инвестиции в развитие маршрутных перевозок.Экономический эффект при маршрутизации возникает не только от сокращения вагоно-часов переработки. При организации вагонопотоков в маршруты сокращается срок доставки грузов, ускоряется оборот и уменьшается рабочий парк вагонов, сокращаются простои поездных локомотивов и, в связи с этим, затраты на оплату труда локомотивных бригад [4]. Также экономится электроэнергия и топливо, сокращаются трудовые затраты в пути следования. Минусом при организации маршрутов является возникновение дополнительных затрат из-за ожидания накопления вагонов на маршрут на станции примыкания [5].Расчеты по организации отправительских маршрутов с нефтеналивными грузами на примере ПНП АО «Газпромнефть - Московский НПЗ» при отправлении с железнодорожной станции примыкания общего пользования Яничкино Московской железной дороги показали, что при увеличении веса отправительского маршрута из 72-х вагонов с 5600 тонн до 6500 тонн и при следовании в обход Санкт-Петербургского железнодорожного узла, сократились такие количественные и качественные показатели, как время следования маршрута в груженом состоянии с учетом стоянок на технических станциях - на 6,97 часа, оборот вагона - на 0,25 суток, рабочий парк - на 18 ваг/сут, среднесуточный пробег вагонов – на 4,08 км/сут.Увеличились следующие показатели: средняя статическая нагрузка вагона – на 5,82 тонн/ваг, средняя динамическая нагрузка вагона – на 1,54 тонно-км/ваг-км, производительность вагона – на 252,78 т-км нетто/ваг-сут, количество перевезенных тонн груза нетто в год – на 163382,4 тонн/год.ВЫВОДЫ:1. Как показали расчеты, эффективность организации отправительских маршрутов с мест погрузки согласно плану маршрутизации, состоит в улучшении количественных и качественных показателей работы в целом направления перевозки грузов.2. Ускоряется перевозка грузов, в связи сокращением оборота вагона, увеличивается производительность вагона, статическая и динамическая нагрузки, увеличивается количество перевезенных тонн груза нетто в год.3. При отправительской маршрутизации значительно улучшаются качественные показатели, входящие в оборот вагона: участковая скорость, время нахождения вагона на технических станциях, что в целом приводит к сокращению срока доставки грузов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бородина Е.В., Карташова Д.Д. МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ С МЕСТ ПОГРУЗКИ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 560 - 567. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17343 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17343



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.