'
Руднев Д.С., Дадюков С.Ю.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются значимые вопросы в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Автор выделяет три основные проблемы, оказывающие негативное влияние на уровень безопасности: низкая эффективность досмотровых мероприятий, быстрое устаревание систем безопасности и неполная оценка уязвимости объектов. Автор подчеркивает, что необходимо разработать специальные подходы, направленные на повышение эффективности досмотра, улучшения оценки уязвимости, а также на внедрение надежного контроля за реализацией мер физической защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова:
транспортная безопасность, железнодорожный транспорт, проблемы, безопасность, угрозы
В настоящее время обеспечение транспортной безопасности занимает значимое место во внутренней политике государства. Это объясняется потребностью в снижении рисков и угроз, которые могут возникать в процессе работы транспортных систем.За последние годы можно отметить значительные достижения в сфере обеспечения транспортной безопасности. Данные успехи обусловлены усовершенствованием нормативно-правового регулирования, внедрением систем профессиональной подготовки и аттестации кадров, а также оснащением объектов транспортной инфраструктуры современными инженерно-техническими средствами. Благодаря принятым мерам значительно повысился уровень транспортной безопасности и эффективность функционирования транспортных систем.Несмотря на ряд положительных тенденций в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, в 2023 году наблюдается рост транспортных происшествий на железной дороге. Было зарегистрировано 244 аварийных случая, в результате которых пострадали 119 человек [4]. 54 человека стали жертвами несоблюдения правил дорожного движения, среди которых два представителей железнодорожного персонала, осуществлявшие спасательные действия в отношении пассажиров поезда.Для того, чтобы понять, как повысить уровень транспортной безопасности на железной дороге, необходимо выделить ряд ключевых проблем в данной сфере.Проблема недостаточной эффективности досмотровых мероприятий на железнодорожном транспорте представляется актуальной, особенно в контексте постоянного увеличения пассажирских потоков и необходимости обеспечения высоких стандартов безопасности на вокзалах. С 2010 года в области транспортной безопасности были реализованы реформы, которые коренным образом изменили подход к организации досмотров на железнодорожном транспорте. Тем не менее, несмотря на внедрение современных технических средств и новых правил, результаты данных мероприятий не достигают ожидаемых показателей эффективности [1, c. 238].Второй ключевой проблемой является быстрое устаревание системы обеспечения безопасности. В последние годы наблюдается рекордный объем закупок локомотивов, включая новейшие модели. Также активно возводятся современные эксплуатационные цехи и дома отдыха для локомотивных бригад, осуществляется развитие пунктов отдыха и модернизируются производственные и ремонтные мощности. Также ОАО «РЖД» вводит новые системы по обеспечению информационной безопасности, чтобы не допустить утечку данных. Но несмотря на все предпринятые меры, информационное обеспечение транспортной безопасности необходимо совершенствовать постоянно, ввиду того , что информационные технологии развиваются быстрыми темпами [3, c. 22].Третья проблема касается низкой оценки уязвимости транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Специализированные организации, аккредитованные Минтрансом России, определяют уровень защищенности объектов и транспортных средств. К сожалению, в настоящее время сама система по оценке уязвимости обладает рядом недостатков.В процессе оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) выявляются нерешенные проблемы, затрудняющие обеспечение транспортной безопасности и увеличивающие финансовые обязательства для предприятий. ППЖТ имеют ключевое значение в логистических цепочках, выполняя перевозку грузов, причем примерно 80% из них осуществляется на путях, которые не относятся к общему пользованию [5]. Однако специфика их работы не учитывается при оценке уязвимости, что усложняет адаптацию мер безопасности. Из-за отсутствия пассажирских перевозок, вокзалов и пригородного сообщения подходы к безопасности должны учитывать уникальные особенности ППЖТ. Невозможность применения стандартных мер для объектов общего пользования требует более тщательной адаптации критериев безопасности. Существующая система категорирования не отражает значимость некоторых объектов для технологических процессов предприятий, что приводит к избыточным затратам. Например, оценка малодеятельных подъездных путей и промышленных станций зачастую неоправданна.Для решения поставленных проблем необходимо принять ряд действий. Во-первых, для улучшения эффективности мероприятий по досмотру необходимо разработать специальную методику для железнодорожного транспорта. В данной методике следует учитывать объем пассажирских перевозок, тип железнодорожного сообщения, а также провести расчет показателей, необходимых для определения конфигурации размещения пунктов досмотра. Важно учитывать также другие количественные и качественные характеристики, связанные с данными мероприятиями.Во-вторых, с целью повышения качества оценки уязвимости рекомендуется разработать методику, позволяющую определить границы зон транспортной безопасности и критических элементов. Данная методика должна предусматривать анализ потенциальных последствий, возникающих в результате антикоррупционных и несанкционированных действий (АНВ), а также содержать научно обоснованные рекомендации относительно размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП) и идентификации критических элементов [2, c. 45].Можно также повысить контроль над выполнением мероприятий, нацеленных на формирование и привлечение специализированных служб транспортной безопасности с целью обеспечения физической защиты объектов и транспортных средств.Таким образом, в условиях современного общества обеспечение транспортной безопасности является одной из важнейших задач внутренней политики государственной власти, особенно в свете необходимости минимизации рисков и угроз, связанных с функционированием транспортных систем. Несмотря на достигнутые успехи в создании нормативно-правовой базы, внедрении систем подготовки и аттестации кадров, а также оснастке объектов транспортной инфраструктуры современными технологиями, в 2023 году наблюдается тревожная динамика роста транспортных происшествий на железных дорогах.Зарегистрированы 244 аварийных случаев, в результате которых пострадали 119 человек за 2023 год, что подтверждает необходимость глубокого анализа существующих проблем в сфере транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. В числе них выделяются недостаточная эффективность досмотровых мероприятий, быстрое устаревание систем безопасности и низкая оценка уязвимости транспортной инфраструктуры. При этом специфика работы промышленных железнодорожных транспортных систем требует индивидуального подхода, так как стандартные меры безопасности часто оказываются неэффективными.Для решения этих проблем необходимо разработать специализированные методики, направленные на повышение эффективности досмотровых мероприятий и улучшение процесса оценки уязвимости, что будет способствовать формированию более безопасной среды на железнодорожном транспорте. Успешное внедрение методологических решений, адаптированных к актуальным условиям и задачам, является ключом к обеспечению транспортной безопасности и сокращению числа инцидентов в этой области. Результатом всех предпринимаемых действий должно стать применение комплексного подхода к обеспечению транспортной безопасности, что требует глубокой системной оценки и рационального использования имеющихся ресурсов.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 3
Ссылка для цитирования:
Руднев Д.С., Дадюков С.Ю. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №9 (78) том 3. С. 568 - 573. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17344 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*