'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 4
  4. Научная статья № 13

Просмотры  72 просмотров

Алексеева Т.В., Окшин В.В.

  


КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК *

  


Аннотация:
в статье, авторы исследуют содержание юридической категории «конфликт интересов» в системе государственных и муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».   

Ключевые слова:
государственные закупки, государственный заказчик, поставщик, конфликт интересов, судебное решение   


В качестве одного из векторов правоприменения Закона № 44-ФЗ законодатель называет процессы предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере публичных закупок и по направлениям, выделенным законодателем в качестве приоритетных. Законодатель не выделяет в структуре закона в отдельной статье условия регулирования процессов противодействия коррупции, но подобные процессы имеют место быть в системе публичных закупок, что не может затрагивать общие вопросы борьбы с коррупцией, поставленной во главу угла для развития государства и его экономики.В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ): «противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению, выявлению, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [1]. Вопросы пресечения коррупционной составляющей в процессе публичных закупок отнесены к ведению закона № 273 - ФЗ, ибо его положения являются материальными нормами, регулирующими процедуры воспрепятствования коррупционных проявлений и правовой механизм обеспечения защиты органов публичной власти, и должностных лиц от проявлений коррупции.Однако, общие же положения о противодействии коррупции в сфере закупок предусмотрены ч.7 ст. 38 Закона № 44 - ФЗ, согласно которой: «руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч.23 ст. 34 Закона № 44- ФЗ [2].Итак, основным и неотъемлемым фактором, связанным с проявлением коррупционной составляющей в процессе публичных закупок, является «конфликт интересов». Понятие конфликт интересов необходимо рассматривать как юридическую категорию, ибо она затрагивает содержательные аспекты, связанные с коррупционной составляющей в работе должностных лиц, вовлеченных в осуществление публичных закупок.Юридическое определение понятия «конфликт интересов» дано в ч.1 ст. 10 Закона № 273 – ФЗ, под которым понимается: «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».По мнению В.А. Уткина: «В упрощенном понимании конфликт интересов представляется как ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника или работника, замещающих должности государственной или муниципальной службы, влияет или может повлиять на ненадлежащее выполнение им должностных обязанностей. Личная заинтересованность рассматривается как возможность и как реальность получения широкого круга благ собственно сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями. В литературе высказывается мнение, что в данном случае перечень родственников или иных лиц, видов выгоды чрезмерно расширен и выходит за пределы уголовно-правового понятия коррупции» [4, С.16.].В контексте рассматриваемого нами вопроса конфликт интересов необходимо синтезировать как юридическую категорию, состоящую из ряда элементов, раскрывающих его юридическое содержание в структуре института публичных закупок.Итак, к числу элементов категории, составляющих ее юридическое содержание, отнесем следующие:– событие или ситуация. Элемент является юридическим фактом, опосредующим начало конфликта интересов в структуре закупок, когда участник закупок становится вовлеченным в процесс нарушения регламентированной законом процедуры,– заинтересованность (прямая или косвенная) лица замещающего должность, связанную с обеспечением процесса закупок в юридическом лице, отнесенном к структуре органов публичной власти или подчиненном юридическом лице, имеющем коммерческую направленность. Субъект правоотношений вовлеченный в конфликт интересов, принимает решение о нарушении предусмотренных процедур закупок в основе которого лежат психологические процессы по реализации умысла, отражающего нарушение требований законодательства о государственных закупках и противодействии коррупции, тем самым подтверждая заинтересованность в несоблюдении и нарушении регламентированного порядка,– принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Принятие мер обусловлено соблюдением требований законодательства и внутренних локальных актов регламентирующих процедуры закупок и предотвращения коррупционных правонарушений. Реализация мер, также обусловлена происходящими психологическими процессами стойкого противодействия коррупционной составляющей и умыслу на совершение правонарушений при проведении закупок,– надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) в процессе осуществления закупок. Осуществление процедур закупок или предоставление определенных преференций одним поставщикам в ущерб другим влечет нарушение требований законности и отражается на нарушении принципов публичных закупок. Беспристрастное исполнение должностных обязанностей в структуре публичных закупок отражается на имидже органов публичной власти в части обеспечения закупок, что влечет обжалование процедуры закупок, если были предоставлены необоснованные преференции поставщикам по контрактам являющихся постоянными победителями торгов.Содержание понятия «конфликт интересов» в структуре правоотношений по осуществлению публичных закупок рассмотрено на основании элементов, составляющих понятие «конфликт интересов» в структуре закона о противодействии коррупции. Категория «конфликт интересов» как юридическое понятие носит межотраслевой характер, в тоже время содержание является общим для отражения и характеристики правоотношений в структуре различных законов.Процесс противодействия коррупции при осуществлении государственных закупок заложен в самом механизме осуществления государственных закупок. На протяжении 10 лет он подвергается изменению, что отражает не только динамику отношений, но и изменение механизма противодействия коррупции, ибо к вносимым изменениям, т.к. или иначе адаптируются участники закупок.К числу механизмов противодействия коррупции в сфере публичных закупок, прежде всего мы должны отнести сам перевод всех конкурентных процедур в электронный формат. Электронный формат процедур позволяет не только оптимизировать процедуры закупок, но и предотвратить коррупционные составляющие за счет исключения возможности проведения каких-либо переговоров между участниками закупок в очном формате, хотя данный механизм в законе также нашел свое отражение.Этап проведения закупочных процедур до заключения государственного контракта характеризуется тем, что процесс переговоров на данном этапе прямо запрещен законодателем согласно ст. 46 Закона № 44- ФЗ. В соответствии со ст. 46 Закона № 44-ФЗ, проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных законом.К числу мер противодействия коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо отнести следующие новеллы законодательства:– при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, установленных законодательством заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, отсутствие обстоятельств, связанных с близким родством должностного лица участника закупки.Так, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2024 № Ф08-4211/2024 по делу № А32-48778/2023 удовлетворено требование о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи товаров, применении последствий недействительности сделок.Прокурор полагал, что между учреждением и предпринимателем имеет место конфликт интересов, заключенные ими договоры не отвечают требованиям, предъявляемым к участникам закупки для муниципальных нужд, и противоречат существу законодательного регулирования.В ходе проверки было установлено, что директор учреждения и предприниматель являются близкими родственниками (матерью и дочерью), оспариваемые сделки совершены с нарушением требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].Вопросы пресечения коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок актуальны вне зависимости от вносимых изменений в положения закона № 44- ФЗ. Сфера закупок в части совершения коррупционных правонарушений, привлекает внимание как непосредственных участников, так должностных лиц заказчиков в силу возможности получения части бюджетных средств от сговора с потенциальным исполнителем (поставщиком), либо давление заказчика на исполнителя при исполнении контракта с требованием о перечислении части бюджетных средств по мере их поступления от заказчика. Все это показывает отрицательное влияние коррупционной составляющей на сферу государственных закупок. Оценка обществом процессов закупок и влияния фактов выявленных коррупционных преступлений в сфере закупок негативно отражается на проводимых процедурах и анализе расходования бюджетных средств.Решения арбитражных судов Российской Федерации - наглядный пример конфликта интересов участников закупок, что показывает стремление использовать должностное положение в целях получения бюджетных средств за счет привлечения в процедуры закупок подконтрольные юридические лица через родственные связи, что характеризуется юридическим понятием «конфликт интересов». Для законодательства о государственных закупках, категория «конфликт интересов» и процессы коррупционного воздействия на закупки отражаются на бюджетном устройстве и использовании бюджетных средств как предмета в структуре коррупционных правонарушений.Совершенствование законодательства о государственных закупках должно осуществляться не только в части непосредственно процедур, но и пресечения влияния коррупционных правонарушений на процедуры закупок.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алексеева Т.В., Окшин В.В. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 96 - 103. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17362 (дата обращения: 18.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17362



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.