'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  150 просмотров

Андреев И.Н., Петрова Ю.О.

  


УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
научная статья освещает важность уголовного законотворчества как одного из ключевых конституционно–правовых средств обеспечения национальных интересов Российской Федерации. В статье анализируются основные направления и принципы конституционно–правового обеспечения национальной безопасности. Также проводится соотнесение понятий «общественная безопасность» и «национальная безопасность», рассматривается уголовно–правовой объект. Приводятся критерии оценки конституционности и эффективности реализации уголовного противодействия угрозам национальной безопасности.   

Ключевые слова:
национальная безопасность, уголовное законотворчество, право   


Активное участие государства в обеспечении национальной безопасности становится неотъемлемой составляющей его функций. Эффективное противодействие угрозам национальной безопасности является важным элементом системы национальной безопасности РФ и требует комплексного подхода, включающего в себя различные инструменты и механизмы, в том числе и уголовно–правовые.Основополагающие и базовые конструкции, образующие стержень национальной безопасности и дающие толчок разветвлению, подробному описанию и формированию самостоятельных систем обеспечения и контроля национальной безопасности, содержатся в Конституции РФ [1]. В основном законе нашего государства определены основы конституционного строя, представляющие совокупность закрепленных и реально существующих социальных, экономических, духовных и политико–правовых устоев жизни общества и государства [2]. Для обеспечения их законодатель в статьях глав Конституции, следующих после первой главы, дает конкретизацию норм, определяет властных субъектов, а вместе и с ними их деятельность, которая в совокупности с их целеориентированностью образует особые средства, своеобразные инструменты, с помощью которых наделённые правом субъекты осуществляют свою власть в интересах защиты прав граждан и обеспечения национальной безопасности – далее конституционно-правовые средства обеспечения национальной безопасности.По нашему мнению, одним из самых эффективных и основополагающих средств является законотворчество, которое направлено на принятие, изменение или отмену нормативных правовых актов. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства и необходимой разработкой новой парадигмы безопасности РФ с учетом современного понимания ее государственных интересов и системы стратегических приоритетов [3].Безопасность сама по себе является состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В настоящее время законодатель не устанавливает легальную дефиницию «безопасности», однако таковая содержалась в ранее действующем акте – Федеральном законе от 5 марта 1992 г. № 2446 «О безопасности» [4].Угрозы национальной безопасности создают прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам РФ, посягательства на целостность системы, дестабилизации ее, становление в зависимое положение. В качестве одной из самых серьёзных угроз национальной безопасности РФ является терроризм. В январе - октябре 2023 года по данным прокуратуры было зарегистрировано 1928 преступлений террористического характера, что говорит о растущей актуальности и серьезности этой угрозы для общества [5]. Общественная безопасность, с одной стороны, является важной составляющей национальной безопасности и ее приоритетом, о чем свидетельствует Указ Президента N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", с другой стороны это объект уголовно–правовой охраны, который возведен в главе 24 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Государство через общественные отношения, которые составляют объект уголовно–правовой охраны, влияет на сознание и волю отдельных людей и всего их сообщества, создавая стимул для поддержания этих конструктивных связей. А поскольку существует опасность посягательства со стороны отдельных людей либо их группы, постольку эти отношения должны быть взяты под уголовно–правовую охрану [6].Если вернуться к нашему рассматриваемому конституционно-правовому средству обеспечения национальной безопасности – законотворчеству, то можно понять, что в силу разнообразия нормативных правовых актов – результатов этого средства, законотворчество не однородно. Оно может быть классифицировано по множеству разных оснований и критериев, и не только в зависимости от результата. Мы не будем освещать в рамках данной статьи научные полемики о разновидностях законотворчества, а остановимся на наиболее актуальном для нас – уголовном законотворчестве.Уголовное законотворчество – это деятельность законодательных органов власти по принятию нормативных правовых актов, которые затрагивают объекты уголовно–правовой охраны и принимаются в форме отдельных ФЗ о внесении изменений и дополнений в УК РФ.Рассмотреть особенности уголовного законотворчества можно вдавшись в его способы внутренней организации и внешнего выражения, далее формы.Внутренняя организация дает понятие об определенных процессуальных стадиях, производствах и режимах. Стадии уголовного законотворчества, представляющие относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые законотворческие действия, регламентированы и соответствуют стандартному законотворчеству, за исключением одного факта, обязательного наличия официальных отзывов Верховного Суда РФ и Правительства РФ. То есть властный субъект должен вначале направить свой законопроект в эти органы власти, и только после получения от них официальных отзывов, он может внести законопроект в Государственную Думу. Это правило закреплено в статье 8 Федерального закона "О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и само по себе оценивается по-разному [7]. Так, в 2005 году группа депутатов Государственной Думы выступила с законодательной инициативой об исключении этой статьи, обосновывая это тем, что она ограничивает полномочия властных субъектов, обозначенных в статье 104 Конституции РФ о праве законодательной инициативы, и ставит в зависимость одну ветвь власти от другой. Поддержку этот законопроект не получил. Мы считаем, что статья 8 Федерального закона "О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" не ограничивает право субъектов законодательной инициативы, а способствует стабильности УК РФ, не дает возможности внесения бесчисленных изменений. Ведь УК РФ, являющийся основным источником уголовного права, определяет единые для всех правила поведения, предупреждения преступлений и наказания за их совершение. Излишнее уголовное законотворчество, не подкрепленное объективной необходимостью, может привести к нестабильности УК РФ, что станет угрозой разрушения правопорядка. Так Л.Д. Гаухман называет следующие негативные последствия этого явления:1) несоблюдение уголовного закона гражданами, 2) длительное неприменение новых норм уголовного права правоохранительными органами и судами до формирования практики вышестоящих судов, 3) осложняется обучение уголовному праву, быстро устаревает учебная литература, 4) затрудняется научное творчество по специальностям криминального цикла, 5) порождается неуважение к закону в обществе [8].Рассматривая внешнюю форму законотворчества, мы прежде всего говорим о внешне выражающемся законотворческом действии, решении, которое закрепляется в нормативном правовом акте. Касательно уголовного законотворчества формой внешнего выражения является федеральный закон о внесении изменений и дополнений в УК РФ. Тут важно понимать, что уголовное законодательство РФ состоит только из УК РФ (ч. 1 ст. 1 УК РФ). Если уголовно–правовые положения отражены в иных нормативных актах, формально они – составная часть другого законодательства. Конечно, могут приниматься и принимаются и другие уголовные законы или комплексные законы, имеющие уголовно–правовые предписания, но в отношении их в ч. 1 ст. 1 УК РФ сказано, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Иначе говоря, такие законы должны содержать указание на изменение или дополнение Уголовного кодекса своими предписаниями. В противном случае они не будут иметь юридической силы [9].Принципы конституционно–правового обеспечения национальной безопасности путем уголовного законотворчества включают соблюдение основ государства и права, недопустимость произвола и неосновательного ограничения прав и свобод граждан, а также обеспечение пропорциональности мер уголовной ответственности.Оценка конституционности и эффективности реализации средства – уголовного законотворчества осуществляется на основе определенных критериев. Первый критерий мы называли ранее, это умеренность, то есть недопущение чрезмерного внесения изменений, которые могут дестабилизировать систему. Следующим критерием является соблюдение принципа верховенства Конституции, что означает, что уголовное законодательство не должно противоречить Конституции государства. Важным критерием является также соответствие уголовного законодательства международным нормам и стандартам, в том числе тем, которые направлены на защиту прав человека.Оценка эффективности реализации уголовного законотворчества осуществляется на основе достижения поставленных целей в области национальной безопасности. Важным критерием является количество и качество расследования преступлений, а также эффективность системы уголовного наказания. Эффективность может быть оценена также через снижение уровня преступности и обеспечение общественного порядка. Принципы конституционности и эффективности реализации уголовного законотворчества способствуют обеспечению национальной безопасности и защите прав и свобод граждан.В заключение хотелось бы сказать, что именно уголовное законотворчество является тем необходимым и базовым инструментом обеспечения национальной безопасности, которое создает условия, почву для нормального функционирования системы. Оно играет важнейшую роль в регулировании общественных отношений, связанных с противодействием преступности и защитой прав граждан. Уголовное законотворчество представляет собой совокупность правовых норм и принципов, устанавливающих ответственность предполагаемых правонарушителей и предписывающих соответствующие санкции. Его основной целью является установление правопорядка и беспрепятственное функционирование общественной системы. Благодаря уголовному законотворчеству формируются ясные и однозначные правовые рамки, с помощью которых осуществляется пресечение преступлений и наказание виновных лиц.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Андреев И.Н., Петрова Ю.О. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 104 - 111. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17363 (дата обращения: 27.03.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17363



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.