'
Цимерман А.В., Чуешева Н.А.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявлены особенности формирования слоговой структуры слова, описана система логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у названной категории детей, проанализированы результаты исследования.
Ключевые слова:
формирование, слоговая структура, дошкольники, общее недоразвитие речи
В современной системе образования России происходят значительные трансформации, затрагивающие как учащихся без особых потребностей, так и детей, сталкивающихся с трудностями в речевом развитии. Для детей, испытывающих проблемы с речью, процесс адаптации и социализации в обществе проходит более медленно и имеет свои особенности по сравнению с их сверстниками, развивающимися в соответствии с общепринятыми нормами. Наличие развитых речевых навыков является ключевым фактором, позволяющим ребенку успешно интегрироваться в образовательный процесс и налаживать эффективное общение с окружающими.Качество речи определяется множеством факторов, среди которых важное место занимает слоговая структура слов. Именно поэтому в процессе речевого развития особое внимание уделяется этому аспекту, особенно в контексте адаптации в обществе детей с задержками речевого развития.Освоение слоговой структуры слова является ключевым элементом, способствующим улучшению речевых навыков у детей с речевыми нарушениями на дошкольном этапе образования.По исследованиям Р. Е. Левиной, дети старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи третьего уровня, демонстрируют ряд специфических проблем в речевом оформлении. К таким проблемам относятся: неправильное использование и понимание многих повседневных слов, в их активном словаре преобладают глаголы и существительные, в то время как слова, выражающие качества и характеристики предметов, встречаются редко, простые предлоги употребляются с ошибками, а сложные предлоги в их речи отсутствуют, навыки словообразования развиты слабо, предпочтение отдаётся простым предложениям, затруднения с использованием грамматических форм, часто встречаются ошибки в звукопроизношении [5].Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня используют полноценную слоговую структуру слов, однако иногда в их речи встречаются остаточные явления в виде перестановок звуков, слогов и даже целых слов. В сравнении с более ранними этапами речевого развития, на этом уровне нарушения в слоговой структуре слов наблюдаются гораздо менее часто и в основном проявляются при попытках произнести незнакомые слова [6].Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня искажения в слоговой структуре слов чаще всего встречаются при произношении иностранных, незнакомых или сложных слов, особенно длинных или содержащих стечение согласных, как, например, слово «мотоциклист». Исследователи считают, что такие дефекты могут уменьшаться по мере развития речевых навыков ребенка, однако они могут повторяться каждый раз, когда ребенок сталкивается с новыми для себя слоговыми структурами слов [3,9].При речевых патологиях, по мнению Т. А. Титовой, процесс освоения слоговой структуры слов значительно замедляется и имеет свои уникальные особенности и качественные характеристики. В таких случаях возрастные нарушения речи, которые обычно исчезают к трём годам, не только сохраняются, но и становятся более заметными и устойчивыми. Титова также отмечает, что проблемы со слоговой структурой слов могут сопровождать детей с речевыми нарушениями на протяжении многих лет, проявляясь каждый раз при встрече с новыми для них слоговыми и морфологическими структурами слов, как, например, в слове «аквалангист». В дошкольном возрасте такие дети часто намеренно избегают использовать в своей спонтанной речи слова, произношение которых вызывает у них трудности, стремясь таким образом скрыть свои речевые дефекты от окружающих [8].Т. А. Титова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи:- элизия, или пропуск звуков и слогов, например, из «корова» получается «ова»,- метатеза, то есть перестановка звуков и слогов, как в примере «ложка», превращающаяся в «жолка»,- дистантная ассимиляция, представляющая собой полное или частичное уподобление звуков и слогов, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным, например, «качели» становятся «чечели», а «кукуруза» — «кукукуза»,- добавление звуков и слогов, как в случае с «медведь», превращающимся в «медведьведь»,- контаминации, или смешение структур слов, примером чего может служить фраза «я мою пол», искаженная до «я поломою»,- замена одних звуков другими, как в примере замены «гулять» на «тулять»,- упрощение стечения согласных в слове, например, «стул» упрощается до «тул»,- искажение структуры слов до степени неузнаваемости, как в примере с «коробочка», искаженной до «болитка»,- антиципация, или преждевременное произнесение последующего звука в слове, часто встречающееся при искажении стечения согласных, например, «черный» превращается в «чени» [8].Эти нарушения слоговой структуры слов являются характерными для детей с речевыми патологиями и требуют внимательного подхода в процессе коррекционной работы.Мы выдвинули гипотезу о том, что процесс освоения слоговой структуры слов у дошкольников с третьей степенью общего недоразвития речи будет более эффективным, если в процессе обучения будет уделено внимание развитию фонематического слуха, формированию кинетической базы для артикуляционных движений, улучшению ритмической и динамической координации движений, развитию пространственных навыков и освоению слоговой структуры слов.С целью выявления уровня сформированности слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы провели констатирующий эксперимент на базе детского сада МБДОУ «Новозоринская СОШ» отделение д/с «Родничок» Алтайского края, Павловского района, п. Новые Зори, в котором приняли участие две группы по 8 детей в каждой экспериментальной и контрольной. Группы второго года обучения.Мы изучали слоговую структуру, основываясь на компонентном составе, выделенном в работах таких исследователей, как А.Р. Лурия, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутин, А.В. Венгер и Г.В. Бабина. Для этого мы адаптировали методики Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.К. Марковой, З.Е. Сафонкина Н. Ю. Бабиной [2,10].В процессе исследования мы применили несколько методов: библиографический метод, метод наблюдения, метод беседы и анализ продуктов деятельности детей. Учитывая нормативные критерии, мы выделили уровневые группы, характеризующие сформированность слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в обеих группах – экспериментальной и контрольной, а также их специфические особенности.В исследовании использовалась адаптированная методика А. К. Марковой. В нее включены задания на воспроизведение ритмических структур и ритмического рисунка из методики З. Е. Агранович. Результаты были оценены по балльной системе в соответствии с используемыми методиками. Был проведен как качественный, так и количественный анализ полученных данных [1,7].При проведении первого этапа заданий экспериментальной группой по методике А. К. Марковой были получены следующие результаты.Согласно проведенным исследованиям 25 % детей продемонстрировали низкий уровень сформированности слоговой структуры, 12,5 % — высокий уровень, а 62,5 % детей находятся на среднем уровне.Качественный анализ результатов показывает, что большинство детей испытывали трудности при повторении рядов слогов. Семь детей искажали слова с сложной слоговой структурой и сталкивались с трудностями в воспроизведении ритмических структур и ритмического рисунка слов, а также искажали слова в предложениях. В ходе обследования развития слоговой структуры только один ребенок относительно успешно справился со всеми предложенными заданиями.При проведении первого этапа заданий контрольной группой по методике А.К. Марковой были получены следующие результаты, которые описаны ниже.Проанализировав данные, мы зафиксировали аналогичные ошибки в экспериментальной группе. Среди обследованных детей 12,5% продемонстрировали высокий уровень сформированности слоговой структуры, еще 12,5% – низкий уровень, а основная масса, составляющая 75%, находится на среднем уровне развития данного навыка.Детальные результаты проведения второго этапа исследования детей по методике З. Е. Агранович экспериментальной и контрольной групп изложены ниже.Основываясь на полученных нами данных, можно отметить, что у четверти детей экспериментальной группы обнаружен низкий уровень развития слоговой структуры, у большинства (62,5%) – средний, а у 12,5% – высокий уровень. В группе изучаемых детей, 7 участников испытывают трудности с произношением слов, имеющих сложную слоговую структуру. Один ребенок способен корректно воспроизвести слоговую структуру, однако делает это с заметным напряжением и замедлением.В результате выполнения заданий второго этапа контрольной группы по методике З. Е. Агранович были получены результаты, по ним можно сделать вывод о том, что у 62,5 % детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеется средний уровень сформированности слоговой структуры, 25% – дети с низким уровнем и 12,5% с высоким.Качественный анализ уточняет, что дети контрольной группы выполняли задания немного быстрее, но также прибегали к помощи взрослого, испытывали сложности в воспроизведении 4-х и 5-ти сложных слов со стечением согласных.У детей с ОНР наблюдаются трудности в выполнении заданий: повторение слов сложной слоговой структуры, повторение, воспроизведение ритмических структур и произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры. Наиболее хороший результат мы наблюдаем в заданиях направленных на повторение слов 1–3 классов, слов 4–6 класса и воспроизведение ритмического рисунка слова ударами.Хуже дети справились с заданиями, которые включают в себя повторение слов 10–13 классов.На рисунке 1 приведены показатели сформированности слоговой структуры детей 6-7 лет в сравнении контрольной и экспериментальных групп.Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп.По данным анализа, в экспериментальной и контрольной группах преобладают дети со средним уровнем сформированности слоговой структуры. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности превышает на 12,5 %. Уровень детей с высоким уровнем составляет одинаковые 12,5 % в обеих группах.Таким образом, на основании анализа результатов заданий можно сделать вывод, что наибольшее количество ошибок дети с ОНР допустили при выполнении заданий по методике З.Е. Агранович, особенно в словах с четырьмя и пятью сложными составляющими, где происходило стечение согласных.Вероятно, это связано с ограниченными артикуляционными возможностями и недостаточной развитостью фонематического анализа. Кроме того, некоторые слова имеют сложную структуру (например, длинные слова со сложными сочетаниями согласных), и они редко используются детьми в повседневной жизни. Также часто детям бывает трудно абстрагироваться от предметного значения слов и сосредоточиться на их звуковой и слоговой структуре.На основании результатов констатирующего эксперимента можно выделить несколько характерных особенностей искажений слоговой структуры слова у детей с нарушениями общего речевого развития (ОНР):Увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в тех местах, где встречаются стечения согласных. Это удлинение связано с «раскладыванием» слова, при котором акцент делается на составляющие его звуки, нарушение последовательности слогов в слове, перестановка звуков в соседних слогах. Эти искажения занимают особое место, так как общее количество слогов остаётся неизменным, но слоговая структура нарушается значительно, упрощение слоговой структуры слова, чаще всего проявляющееся в пропусках и перестановках слогов.По итогам исследования можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются устойчивые нарушения слоговой структуры. Эффективное преодоление этих нарушений возможно только при организации специальной логопедической работы с использованием коррекционных упражнений, что особенно важно для старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4
Ссылка для цитирования:
Цимерман А.В., Чуешева Н.А. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 256 - 265. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17385 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*