'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 4
  4. Научная статья № 42

Просмотры  280 просмотров

Абрамова Е.Д.

  


ФИГУРА СТУДЕНТА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА НА ПРИМЕРЕ ПЕТРА ТРОФИМОВА В ПЬЕСЕ «ВИШНЁВЫЙ САД» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются качества, убеждения и характеристики студента на примере Петра Трофимова, героя пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Выявляется сходства и отличия от других студентов в творчестве А.П. Чехова. Делается вывод о том, что во многом чеховский студент схож со студентами других писателей XIX века.   

Ключевые слова:
Петр Трофимов, Вишневый сад, творчество Чехова, вечный студент, интеллигенция   


Творчество Антона Павловича Чехова является одним из самых ярких и значимых явлений в истории русской литературы. В своих произведениях писатель с непревзойденной точностью и глубиной отражал самые разные стороны жизни русского общества XIX века. Не стали исключением и образы студентов, которые играют важную роль в ряде произведений А. П. Чехова.Фигура студента занимает особое место в творчестве писателя. В своих текстах Чехов затрагивал все яркие явления в обществе, старался отразить современную ему действительность без прикрас, обличая неприглядные стороны жизни.В данной статье речь пойдёт про одного из самых ярких чеховских студентов: про Петра Трофимова.Пётр Трофимов – молодой человек, которому уже около двадцати семи лет, но он всё ещё студент. Интересно исследовать, какими же качествами, убеждениями, характеристиками будет обладать «вечный студент» Чехова.Для начала кажется уместным немного рассказать про Трофимова: это бывший учитель сына Раневской, Гриши, который погиб. В пьесе он рассуждает о бездеятельности русской интеллигенции, необходимости работать, повышать свой культурный уровень: «Искупить наше прошлое [столетия деспотизма и крепостничества]… можно только… необычайным, непрерывным трудом». [1, 13, 217] В этой связи интересен факт того, что Трофимова два раза отчисляли из университета. И хотя причина отчислений Чеховым не уточняется, можно предположить, что его мысли и высказывания имели революционный характер.«Вечный студент» Трофимов не является активным деятелем, он не стремится преобразить этот мир на практике, но верит в прекрасное будущее. Его идеи иллюзорны, он больше похож на мечтателя, нежели на человека практичного, деятельного. В пьесе он тесно связан с ожиданием, предвкушением нового, счастливого времени. Стоит отметить, что только лишь юная Аня воспринимает идеи Пети всерьёз, она и сама находится в предвкушении новой жизни в качестве гимназистки.Такой вот студент-идеалист не может найти своего места в обществе, в повседневной жизни. Он устремляет помыслы к возвышенным идеям о социальной несправедливости и теоретическому исправлению ошибок прошлого. Мечта о разрушении прошлого, построении прекрасного, лишённого несправедливости и предрассудков будущего, – ключевая деталь образа «вечного студента».«Я свободный человек!» – заявляет Трофимов, что можно считать некой самохарактеристикой. Он отказывается от материальной помощи Лопахина, когда снова направляется учиться в Москву. Учитывая довольно сложное положение студента, можно отметить, что свобода от всякого рода обязательств ему важнее физического комфорта и достатка. Он в третий раз возвращается к обучению, желая получать новую интеллектуальную пищу, не стремясь насытиться физически. А. С. Суворин писал о Трофимове: «Интеллигенция… говорит хорошие речи, приглашает на новую жизнь, а у самой нет хороших калош». [5, 2]Для чеховского студента в принципе характерна бедность. Как правило, они берутся за любую работу. Вот и Пётр Сергеевич не имеет постоянной работы, нет у него и необходимого достатка, жить ему позволяют случайные подработки: репетиторство, переводы (также типичные для чеховского студента виды деятельности). Следовательно, именно из-за своего затруднительного финансового положения Трофимов всегда одет в «поношенный студенческий мундир», но именно эта деталь его внешнего вида в очередной раз обращает внимание читателя на то, что, даже будучи отчисленным из университета, перед ним именно студент.На первый взгляд, образ Трофимова прост, однако на самом деле он довольно многогранен и противоречив. Он явно выделяется на фоне других героев «Вишнёвого сада», где его называют «чистюлькой, смешным чудаком, уродом». Ситуация с отказом от материальной помощи Лопахина лишь подтверждает оторванность героя от реальности, материальных благ, хорошо устроенного быта.Можно отметить в Трофимове миролюбивость, в какой-то мере деликатность, но вместе с тем и прямолинейность. Важно отметить, что прямолинеен и честен он не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе. Петя не обижается на колкости и насмешки в его адрес, они его не задевают. И сам высказывает свои мысли хотя и прямолинейно, но без излишней агрессии и издёвки.В этой связи стоит отметить, что не всех окружающих он понимает и не каждую точку зрения поддерживает. Так, дворянство, живущее за счёт эксплуатации чужого тяжкого труда, Трофимов презирает. Любопытно, что этим самым он порицает образ жизни Раневской, у которой и живёт до продажи поместья. Ещё одно противоречие можно усмотреть в том, что «вечный студент» осуждает интеллигенцию за безынициативность и отсутствие каких-либо решительных действий, при этом сам же поступает абсолютно таким же образом: строит теории, рассуждает об ошибках прошедших лет, ждёт нового времени, перемен, однако сам для этого даже не старается ничего предпринять.Стоит отметить, что Чехов уже ранее пробовал написать такого студента-Трофимова. Звали его Саша, и появился он в рассказе «Невеста» 1914 года издания. Это отметил Станиславский: «Некоторые черты этого юноши [Саши], его угловатость, его пасмурную внешность облезлого барина» позаимствовал «вечный студент» [4, 27]. В свои двадцать семь лет Пётр застрял в студенческом амплуа. Он не может шагнуть дальше, во взрослую жизнь, где должны появиться деятельность, ответственность, связи и достаток. Трофимов застыл в юношеской, студенческой позиции, которая у Чехова основывается на исключительно интеллектуальной деятельности, которая никак не реализуется, на обострённом ощущении лишь предстоящей жизни и на бедности.Чехов стремился показать свою гражданскую, политическую, научную позиции через своё творчество. Художественные произведения, по его мнению, лучше могли отразить действительную ситуацию, чётче её проявить, помочь читателю сформулировать личную позицию и натолкнуть на мысли о возможном разрешении спорных ситуаций, на которых автор демонстрирует ту или иную проблему. Мысли, идеи, заключенные в художественные образы, окажут, по его мнению, гораздо большее эмоциональное воздействие на читателей, чем публицистические отступления.То же можно сказать про образы чеховских персонажей: они все отражают типичных представителей современного писателю общества. В частности, студент, созданный Чеховым, должен отразить всех учащихся в университетах: показать на своём примере их убеждения, образ жизни, способ заработка, положение в обществе. В этом контексте «вечный студент» – это не тот, кто всё время учится (хотя Трофимов и возвращается в Москву для четвёртой попытки получить-таки образование, снова возвращаясь к учёбе), а тот, кто несёт в себе сочетание «студенческих» качеств, убеждений, идей, поведения (и даже внешнего вида).Пётр Сергеевич гармонично вписывается в общество других студентов, также написанных Чеховым. Так, в «Студенте» (1894 года), герой размышляет о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проявляет наблюдательность по отношению к окружающим его людям, однако не предпринимает никаких действий. Студенты Антона Павловича представляются людьми бедными, несостоявшимися. Они не имеют высокого статуса в обществе, берутся за любую подработку. В рассказе «В усадьбе» (1892-1894) образ студента – это желаемый, но утраченный образ бурной, кипящей молодости, начитанности, активности, однако, на мой взгляд, в данном случае студент приравнивается к молодости, что в целом для Чехова не одно и то же. Рашевич, скорее всего, подразумевает период жизни после студенчества. Этому можно найти подтверждение в рассказе «Учитель словесности», где молодой человек упоминает контраст жизни студента и человека работающего, имеющего имя и статус. Перед нами разница всего в два года, жизнь персонажа принципиально различается. Жизнь студента – бедная жизнь, полная лишений, не имеющая веса в обществе. Однако два года спустя герой становится «полноценным» человеком: имеет уважаемый статус учителя, достаток, личную жизнь. Студент у Чехова как будто не способен на такое, он всегда в поисках себя, беден, потерян. Переходный этап, в который невозможно с уверенностью сказать – взрослый перед читателем человек или ребёнок.Стоит отметить, что во многом чеховский студент схож со студентами других авторов того же периода: он также беден, зачастую несчастлив, несостоятелен. Это подтверждает чеховскую способность чувствовать общество и с кристальной чёткостью отражать его в своих произведениях. Цель Чехова – показать истинный порядок вещей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абрамова Е.Д. ФИГУРА СТУДЕНТА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА НА ПРИМЕРЕ ПЕТРА ТРОФИМОВА В ПЬЕСЕ «ВИШНЁВЫЙ САД» // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 289 - 294. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17391 (дата обращения: 17.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17391



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.